Сретение Господне: история праздника, содержание гимнографии и особенности богослужения.

Празднование Сретения Господня установлено Святой Церковью 2/15 февраля по той причине, что этот день является сороковым днем от Рождества Христова.

История праздника

Изначально праздник Сретения возник в церкви Иерусалима и появился в её богослужебном календаре в IV веке. Из Иерусалимской Церкви празднование этого события Евангельской истории распространилось в IV веке по всему Востоку, а в V веке – на Западе.
Древнейшим историческим свидетельством о празднике является отчёт о паломничестве в Святую Землю Эгерии, датируемый IV веком: «Сороковой день от Эпифании (древнее название праздников Рождества и Крещения Господня, которые праздновались в один день) празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис (Храм Гроба Господня), и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица».
Особую известность и торжественность богослужения этот праздник приобрел после того, как в 543 году, при императоре Юстиниане, в этот день жители Константинополя и его окрестностей были избавлены от моровой язвы, а Антиохия – от землетрясения. В память этого события и поныне в некоторых греческих монастырях совершается перед литургией крестный ход.
Славянское слово «Сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Кроме того, Сретение символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов. Святитель Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству».

Гимнография

На иконе праздника мы видим Младенца Спасителя, сидящего на руках Своей Пресвятой Матери, и Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством. Матерь Божия предстает пред взирающим на икону как бы вышедшая на крестный путь — отдание Сына Своего на спасение мира. И вся икона в своём построении выражает двойственную природу праздника: радость Сретения и Страстную скорбь – то, что заключено в словах Симеона Богоприимца, пророческий смысл слов старца: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2:34). Эти слова полны эсхатологического смысла, относящегося ко всему служению Спасителя, исполнены прозрения конца времён и чаяния грядущего Суда и Будущего Века. Данные слова легли в основу иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец».

Особенности богослужения

Песнопения праздника, которые мы слышим на Всенощном бдении, составлены святыми Константинопольскими патриархами Германом и Анатолием, святым Андреем, архиепископом Критским, святым Космой Маиумским, преподобным Иоанном Дамаскиным и Андреем Пирром. Эти авторы, на основе Евангельской истории Сретения Господня, раскрывают догматическое учение о Божественной высоте Богомладенца Христа и величии Богоматери. В составленных ими стихирах объяснены причины посещения храма Богородицей с Богомладенцем в сороковой день (в частности, очищение Пречистой Девы-Матери по введенному тогда законом обычаю) и, по сравнению с Евангелием, подробнее изложены пророческие слова праведного Симеона Богоприимца о Кресте Христовом.
Авторы песнопений влагают в уста Пресвятой Богородицы обращение к праведному Симеону перед его восприятием Богомладенца на руки. Стихиры праздника изображают также изумление бесплотных Ангелов при созерцании Богомладенца на руках Богоматери и старца Симеона.
По словам святого Андрея, архиепископа Критского, два голубиных птенца, принесенные Божией Матерью в храм в качестве жертвы Богу, символизировали будущее возглавление Спасителем новозаветной Церкви из иудеев и язычников.
Св. патриарх Герман, представляя Симеона Богоприимца, носящим Господа Иисуса Христа, не может удержаться от восклицания и говорит в одной стихире: «Симеон! Скажи, Кого ты в Церкви носишь на руках? К Кому простираешь обращение? Это — Бог Слово, воплотившийся ради нас». И как было не изумляться патриарху- песнопевцу, когда ужасались этого зрелища сами Ангелы, видя Бога Слова во плоти сидящим и восклоняющимся на старческих руках, как на престоле и херувимской колеснице.
Между тем, праведный Симеон, держа Господа в объятиях, вдохновенно произнес следующие бессмертные слова: «Владыка! Ныне Ты с миром отпускаешь меня к тому блаженству (за гробом). Мои глаза увидели тайну, сокрытую от веков и явившуюся в конце дней. Я увидел в Тебе Свет, рассеивающий омрачение неверующих народов и дающий славу новоизбранному Израилю. Узрев моего Спасителя, я ныне освобождаюсь от уз земной жизни». Теперь, Господи, отпусти Твоего раба от союза с этой плотью к бесконечной, нестареющей жизни, ибо я видел Тебя — Жизнь всех». «Отпусти меня возвестить Адаму, что я в образе младенца видел Тебя, непременного превечного Бога и Спасителя… Я пойду принести благую весть находящимся во аде Адаму и Еве о том, что Бог, Избавитель земного рода, придет до ада. Он подаст прощение всем пленным и прозрение слепым». «Христе! Ты даровал мне радость Твоего спасения. Приими Твоего служителя, утружденного старостью». Безмолвно выслушивалась всеми в храме приведенная речь старца-праведника. Никто не находил слов к тому, чтобы прервать поток мыслей этого святого, прощающегося с земной жизнью. Только Богомладенец как бы вещал всем при общем молчании: «Не старец Меня держит, но Я держу его (в жизни на земле), так как он у Меня просит отпуска из нее».
Интересной особенностью богослужения праздника является чин освящения свеч, который, согласно церковному Уставу, положено совершать по окончании праздничной Литургии. Этот обряд совершается в воспоминание того, что Пресвятая Богородица принесла в Иерусалимский храм жертву – двух голубиных птенцов. Так и свечи, которые мы возжигаем в храмах, – это знаки нашей добровольной жертвы Богу и храму Его, выражение нашей готовности к послушанию Богу (мягкость воска), наше стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). В советский период, к сожалению, этот трогательный и глубоко символичный обряд постепенно пропал из богослужебной практики Русской православной Церкви, в наше время он активно возрождается.
Будем же в этот светлый праздник следовать совету святителя Феофана Затворника: «В Сретении Господа окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасение не в себе, – Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верою, – Анна; с другой – чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая – Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией – Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные настроения в сердце свое и встретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, воспримешь Его в объятия сердца, и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех ангелов и святых».
Диакон Сергий Шилов (преподаватель Николо-Угрешской Православной Духовной Семинарии, руководитель Духовно-просветительских курсов «Сокровенный мир Православия»)

Опубликовано в Вестнике Храма св. ап. и ев. Иоанна на Бронной №3. Февраль 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *