Страстная седмица.

Торжественный вход Господа в Иерусалим до того озлобил иудейских архиереев и книжников, что они решили предать Его смерти. Поэтому Православная Церковь в Неделю Ваий (Вербное воскресенье) приглашает верных после праздника Входа Господня в Иерусалим приступить к седмице страстей Христовых, увидеть Господа, приемлющего за нас вольные страдания. Последняя неделя перед Пасхой, Страстная седмица, посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти и погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, – говорится в Синаксаре, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная). Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…».
Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями. Все, что в Ветхом Завете было только изображено и сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, – все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся. Поэтому каждый день этой недели посвящен определенному библейскому событию.

Великий Понедельник

В этот день сближаются события Ветхого и Нового Заветов. Богослужение этого дня показывает нам грядущие страдания, смерть и прославление Спасителя в ветхозаветном прообразе Иосифа, по зависти братьев проданного и униженного, но после восстановленного Богом. «Иосиф, – говорится в Синаксаре, – есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для своих единоплеменников – иудеев, продается за тридцать серебреников, заключается в мрачный и тесный ров – гроб и, восстав из него собственною силою, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом». Из евангельских событий в Великий Понедельник верующие вспоминают иссушение бесплодной смоковницы. Иссохшая смоковница, по словам Евангелия была для апостолов проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял. Смоковница есть также образ всякой души, не приносящей плода покаяния.

Великий Вторник

День, особенно наполненный проповедническим служением Спасителя, когда Он учил и наставлял народ в Иерусалимском храме. Среди многих притч и поучений, сказанных Господом в этот день, особо выделяется притча о десяти девах, наиболее раскрывающая смысл Великой седмицы, в которую нам наиболее должно бодрствовать и молиться. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами.

Великая Среда

Этот день — день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Евангельские события этого дня разворачиваются в городе Вифания (Мф. 26, 6-17). Здесь в доме Симона прокаженного, когда в совете первосвященников и книжников было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение. Тогда же, в противоположность бескорыстному поступку жены «грешницы», родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой среды с одной стороны прославляется жена «грешница», отдавшая последние деньги, чтобы купить миро и принести его Господу. С другой — порицается и проклинается сребролюбие Иуды, который ради денег предал Христа.
В Великую Среду, когда Он простил грехи грешнице, оканчивается чтение молитвы «Господи и Владыко живота моего», читавшуюся в продолжение всей Четыредесятницы для испрошения перед Богом оставления прегрешений наших.

Великий Четверток

В четвертый день Страстной седмицы Православная Церковь вспоминает события Тайной Вечери. Во-первых, мы слышим евангельское повествование о том, как Спаситель, преподавая урок любви к ближним и смирение, умыл ноги своим ученикам, говоря: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин 13: 13-15). Этот сюжет приводит нас к осознанию того, что в Царстве Божием не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов.
В богослужении этого дня также продолжается тема предательства Иуды, раскрывающаяся в тропаре данного дня: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся (просвещались), тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся (обезумел) и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю (собиратель), сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия (беги от ненасытной души, видя, на что она дерзнула по отношению к Учителю). Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе».
Но, конечно, главный сюжет Великого Четверга – установление таинства Евхаристии, когда Спаситель поручил своим ученикам приготовить Ветхозаветную Пасху, которую, как сень законную, хотел Он заменить Пасхою новою – самими Телом и Кровью Своими. Во исполнении Его заповеди: «сие творите в Мое воспоминание», — с первых дней Христианской Церкви и была установлена Евхаристия.
Еще одно евангельское повествование, читающееся в этот день в церквях, — молитва в Гефсиманском саду, — раскрывает нам всю силу молитвы. Гефсиманская молитва Иисуса Христа наставляет нас, что среди искушений и скорбей молитва укрепляет, подает утешение и силы встретить и перенести страдания и смерть. Могущество молитвы показал нам своим примером Сам Господь, молясь пред Своими страданиями и смертью. Как еще одним заветом звучат Его слова: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мк. 14:38).

Великий Пяток

В этот день Церковь с благоговением вспоминает Страсти Господа нашего Иисуса Христа, ознаменовав каждое евангельское событие богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1) – богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа – шестым часом; время смерти – девятым часом; а снятие тела Христова со креста — вечернею.
Утреня Великой Пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы — чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы. Первым читается Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Чтения Страстей Господних заканчиваются отрывком о запечатывании гроба из Евангелия от Матфея. Каждое чтение Евангелия возвещают благовестом и при каждом чтении молящиеся зажигают свечи, указывающие на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве. Господь, идя на добровольные страдания и смерть, Сам предрек: «ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его» (Ин. 13, 31-32).
В Великую Пятницу, когда умер на кресте Спаситель, Божественная Литургия не совершается, лишь Царские Часы, когда вновь прочитываются Евангелия о Его Страстях.
Вечерня Великой Пятницы («Вынос Плащаницы») посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня. Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение — «гроб», украшенный цветами, а на престол помещается Плащаница — большой плат, на котором вышит образ положенного во гроб Спасителя. Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. После входа с Евангелием и пения «Свете тихий» читаются отрывки из Книг Исхода, Иова и 52-я глава Книги пророка Исайи. Апостол читается из первого Послания к Коринфянам и Евангелие опять составлено из четырех повествований о Христовых смерти и погребении. Стихи прокимнов и «Аллилуйи» заимствованы из пророческих псалмов «Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий» (Пс. 21, 18); «Боже, Боже Мой, вонми Ми, векую оставил Мя еси» (Пс. 21, 1); «Положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней» (Пс. 87, 6). Во время пения молитвы св. Симеона Богоприимца священник надевает полное облачение (самое темное) и кадит Плащаницу. Затем после «Отче наш», во время пения тропаря, он поднимает Плащаницу над головой, обходит престол, выходит на середину церкви и помещает ее на гроб. Начинается Утреня Великой Субботы, звучит тропарь этого дня: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи».

Великая Суббота

Святая Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, сошествие Его во ад, пребывание на престоле с Отцом и Духом — и предвещает будущее Воскресение Христово.
Утреня Великой Субботы обычно служится в пятницу вечером. Она начинается с тропаря «Благообразный Иосиф». Верующие стоят у Плащаницы с зажженными свечами. Поется канон Великой Субботы «Волной морскою». Последняя песнь этого канона особенно проникновенна: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробу». После канона, во время пения последующих стихир священник облачается в темные ризы и еще раз кадит гроб Спасителя. Затем Плащаница при пении «Святый Боже» выносится священнослужителями из храма и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Когда народ опять входит в храм, хор еще раз поет тропари и читается пророчество Иезекииля, победные строки псалмов, призывающих Бога восстать, развеять Своих врагов и возрадовать праведных. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.
В Великую Субботу утром совершается литургия Василия Великого. Во время ее священники переменяют свои темные одежды на светлые. Вместо Херувимской, призывающей к уподоблению ангелам через полное отрешение от земного, поется умилительная песнь «Да молчит всякая плоть человеча», в величавом и строгом тексте которой верующим напоминается, какою ценою куплено их бессмертие.
Днем в храмах освящаются куличи, крашеные яйца, пасхи. Важно помнить, что в храм Божий нельзя приносить никаких мясных продуктов.
Вечерня Великой Субботы служится вместе с литургией св. Василия Великого. Эта служба принадлежит уже Пасхальному воскресенью. После вечернего Входа, совершаемого с Евангелием, читаются пятнадцать отрывков из Ветхого Завета. Во всех них говорится о деле творения и спасения мира Богом, которое было завершено приходом обещанного Мессии. Кроме чтения о сотворении мира из Книги Бытия и об исходе евреев из Египта из Книги Исхода, читаются отрывки из пророчеств Исайи, Иезекииля, Иеремии, Даниила, Софония.
В ночь на Пасху в храме читаются Деяния апостолов — вся книга должна быть прочитана до 10-го часа вечера. Затем зажигаются все паникадила и ударяют в колокол. Близится святое Воскресение Христово…
Пискунова Анастасия Валерьевна
(историк, аспирантка ИФ МГУ)

Опубликовано в Вестнике Храма св. ап. и ев. Иоанна на Бронной №5 Апрель 2015 г.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *