Вознесение Господа нашего Иисуса Христа.

На сороковой день по Пасхе Церковь празднует одно из главных событий Священной истории – Вознесение Господне, подробное описание которого мы находим в Евангелии от Луки (Лк. 24, 50-51) и Деяниях святых апостолов (Деян. 1, 9-11). Так же краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка (Мк. 16, 19).


Священное Писание свидетельствует, что после Своего Воскресения
из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения. Он открывал Своим последователям тайны Царства Божия, напоминал им Свое учение и готовил их к всемирной проповеди. Наконец, явившись им на сороковой день после Своего Восстания из гроба, Господь Иисус Христос вывел учеников из города на гору Елеон и, подняв Свои руки, преподавая им благословение, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились два Ангела, возвестившие ученикам Его Второе пришествие, в ожидании которого апостолы с радостью вернулись в Иерусалим.
С древнейших времен Церковь указывала на особое догматическое значение события Вознесения Господня. Уже святой апостол Павел в своем Послании к Евреям пишет о том, что дело искупления человеческого рода завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись на небо, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр. 9, 12, 24-26). Немаловажным следствием Вознесения Господня стало и то, что с данного момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Вознесшись с человеческой плотью, Спаситель сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Следует также отметить, что Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал святитель Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям – все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: 1 Фес 4. 16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».

Учитывая догматическую значимость Вознесения Господня, упоминание о данном событии Евангельской истории содержится в важнейших богослужебных текстах Православной Церкви. Так, в Символе веры, регулярно исполняемом за Божественной Литургией и входящим в состав утреннего молитвенного правила каждого христианина, Вознесение Господне упоминается вслед за Воскресением Христовым: «…И возшедшаго на Небеса и седяща одесную Отца…». Важность данного события Священной истории подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв. Например, в евхаристической молитве, читаемой священником за Божественной Литургией свт. Иоанна Златоуста, содержатся следующие слова: «Поминающе убо спасительную сию заповедь, и вся, яже о нас бывшая: Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки Пришествие».

Что касается литургического празднования Вознесения Господня в Православной Церкви, то здесь стоит отметить, что до конца IV в. оно было неотделимо от празднования Пятидесятницы. При этом Пятидесятница первоначально понималась не как отдельный праздничный день, а как особый период церковного года. Лишь в конце IV в. Пятидесятница окончательно оформилась как самостоятельный праздник. Вслед за Пятидесятницей в особое празднование выделилось и Вознесение Господне. Предположительно, разделение двух праздников произошло после осуждения на II Вселенском Соборе (381 г.) ереси Македония, отвергавшего Божество Святого Духа, и имело целью подчеркнуть особую роль Святого Духа в создании Церкви Христовой. На Западе же практика празднования Вознесения Господня окончательно утвердилась к V в.
Рассуждая о содержании праздника Вознесения Господня, кто-то может сказать, что в этот день мы должны не радоваться и праздновать, а скорбеть и печалиться, так как ныне Спаситель, после Своего тридцатитрехлетнего пребывания среди людей, покидает землю. Однако нам следует всегда помнить слова Христа, сказанные Им перед Своим Вознесением: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). На небо Он вознесся Своим человечеством, а Божеством Своим Он вездесущ и близок к каждому из нас. Неслучайно, священнослужители при совершении Божественной Литургии приветствуют друг друга словами: «Христос посреде нас… И есть, и будет».
Господь пребывает с нами и Своим благословением. Возносясь на небо, Он не просто или единократно благословлял учеников, но, как повествует святой евангелист Лука, «стал отдаляться от них … когда благословлял их» (Лк. 24, 51). А значит, благословение не носило завершенный характер, но продолжается и по сей день. А там, где есть благословение Спасителя, там и счастье истинное и радость истинная. Но кто же пребывает под этим небесным благословением Вознесшегося Господа? – Всякий человек, любящий Бога, исполняющий заповеди Господни и регулярно посещающий храм Божий, где по преимуществу и преподается Божие благословение через различные и многообразные священнодействия. Кто пребывает под небесным осенением Христовым, тот находится под надежной, крепкой защитой: ему не страшны никакие силы зла и козни лукавого.

Вот почему святые Апостолы вернулись с горы Елеон «с великою радостью» (Лк. 24, 52), вот почему и святая Церковь призывает сегодня всех своих верных чад к радости и духовному веселию.

Алёшков Владимир Владимирович (преподаватель Николо-Угрешской Православной Духовной Семинарии)

Опубликовано в Вестнике Храма св. ап. и ев. Иоанна на Бронной №6 Май 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *