Москва утраченная. История Вознесенского монастыря Московского Кремля.

Кремлевский Вознесенский монастырь наряду с Рождественским и Зачатьевским монастырями стали первыми женскими обителями в Москве. По преданию, этот монастырь был основан великой княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского, именно на том месте, откуда она провожала мужа на Куликово поле и встречала его с победой. Впоследствии в нем же великая княгиня и приняла постриг с именем Евфросиния. Прожив в монастыре всего несколько недель, святая отошла ко Господу.

Вознесенский собор

К несчастью, монастырь часто горел, и уже к середине XV века появилась необходимость заново его перестраивать. Вдова Василия II, великая княгиня Мария Ярославна, решившая после смерти мужа принять в Вознесенском монастыре постриг, велела знаменитому мастеру Василию Ермолину разобрать старый собор до основания и на его месте выстроить новый. Однако опытный зодчий сохранил древнюю постройку, только заново переложив обгоревшие своды, и покрыл стены новым кирпичом. Эта реставрация Вознесенского собора некоторыми историками
считается самой первой на Руси.
Таким простоял собор до 1518 года, когда великий князь Василий III поручил итальянскому архитектору Алевизу Фрязину, автору Архангельского собора, построить новый собор на месте старого. При царе Федоре Иоанновиче, по предложению Бориса Годунова, Вознесенский собор строится вновь как точная архитектурная копия («реплика») Архангельского собора. Существует версия, что именно так Годунов пытался упрочить свои позиции при дворе. Он всячески пытался почеркнуть высокий статус своей сестры Ирины, жены царя Федора Иоанновича. И поскольку Архангельский собор был усыпальницей для царей, а Вознесенский – для цариц, царский шурин и велел выстроить женскую усыпальницу как копию государевой, равной ей по статусу.


Среди похороненных в соборе были Софья Витовтовна (жена Василия I), София Палеолог (жена Ивана III), несколько жен Ивана Грозного, начиная с Анастасии Романовны и кончая Марией Федоровной Нагой — матерью царевича Дмитрия, великая княгиня Евдокия Алексеевна (дочь Алексея Михайловича), царица Мария Владимировна (первая жена Михаила Феодоровича) и Наталья Кирилловна (мать Петра I), Агафья Семёновна Грушецкая (жена Федора III). Последнее погребение в соборе совершалось в 1731 г., когда хоронили царевну Прасковью Ивановну (дочь царя Ивана Алексеевича).
Монастырь использовался также как место жительства царских невест до свадьбы. Именно здесь вдова Ивана Грозного, Мария Нагая, встречала приехавшую из Польши Марину Мнишек и провела с ней несколько дней до ее свадьбы с Лжедмитрием.

Церковь св. Михаила Малеина

Помимо главного Вознесенского собора, в монастыре были ещё две церкви. Одна из них, церковь святого Михаила Малеина, была построена в 1634 году царем Михаилом Федоровичем на месте более древнего Михайловского храма, выстроенного инокиней Марфой в память об избрании своего сына на царствование.

Церковь св. вмч. Екатерины

Другую церковь, во имя святой великомученицы Екатерины, воздвигли по приказу царевны Екатерины Алексеевны, дочери царя Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской в память о явлении этой святой ее отцу. В царской семье хранилось предание, что именно в день рождении царевны Екатерины Алексеевны святая великомученица Екатерина явилась царю на охоте и возвестила ему о рождении дочери. Однако к началу XIX века церковь сильно обветшала. Автором новой каменной церкви святой Екатерины, лучшего образца неоготического стиля в Москве, стал архитектор Карло Росси, прославившийся своими сооружениями в Петербурге. Эта была единственная постройка Росси в Москве.

Монастырь после революции

В 1907 году в Вознесенской обители чествовали 500-летие со дня преставления его преподобной основательницы. Это было одно из последних торжеств в жизни Вознесенского монастыря. После революции Вознесенский монастырь должен был разделить судьбу Чудова монастыря, соседствующего с ним. В 1929 году обе обители были разрушены, а на их месте была выстроена здание Военной школы. Вознесенский монастырь не спасло даже имя великого архитектора Карла Росси. Многие из архитекторов, реставраторов и ученых, осмелившихся вступиться за древние обители, были впоследствии расстреляны. Но все-таки чего-то ученые смогли добиться: разрешения переместить иконостас XVII века из Вознесенского собора в собор Двенадцати Апостолов и перенести белокаменные гробы из усыпальницы в подклеть Архангельского собора, где они пребывают и ныне.

Идеи реконструкции Вознесенской обители

В 2014 году наш президент, В. В. Путин, впервые выступил с предложением восстановить две древние кремлевские обители на их историческом месте. Сейчас активно разрабатываются проекты по реконструкции
их облика, так как информации об их внутреннем убранстве весьма мало. Конечно, нам никто уже не вернет этих древних стен, но дело ведь не только в памятниках архитектуры XV-XIX вв., речь идет о духовной стороне дела…

Пискунова Анастасия Валерьевна (историк, аспирантка ИФ МГУ)

Опубликовано в Вестнике Храма св. ап. и ев. Иоанна на Бронной №7 Июнь 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *