Рождество Иоанна Крестителя (7 июля/ 24 июня).

7 июля (24 июня по ст. ст.) Православная Церковь празднует событие Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иоанн Предтеча был последним ветхозаветным пророком, открывшим избранному народу Иисуса Христа как Мессию- Спасителя. Помимо этого он сподобился крестить Самого Господа в водах реки Иордан, что легло в основу двунадесятого праздника Крещения Господня. Об особом значении личности данного пророка Христос Спаситель свидетельствовал следующими словами: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11).

Библейский сюжет

О рождении святого Предтечи Господь возвестил через пророков еще за много сотен лет до его появления на свет. Пророки говорили, что перед пришествием в мир Сына Божия явится в мире пророк, который будет Его Предтечей, возвестит людям о Нем, уготовит сердца их к Его пришествию. И незадолго до воплощения Христова это пророчество свершилось, о чём повествуется в 1-й главе Евангелия от Луки. Здесь рассказывается о благочестивой супружеской чете – священнике Захарии и его жене Елисавете, которые, находясь в преклонном возрасте, не имели детей. Однажды Захария, в порядке своей чреды совершая служение в Иерусалимском храме, вошёл во Святилище для каждения. Здесь пред ним предстал Архангел Гавриил, сообщивший Захарии о том, что его молитва услышана и жена родит ему сына, который будет «Велик пред Господом» (Лк. 1, 15). Объятый недоумением и страхом Захария, сознавая трудность деторождения в преклонном возрасте, усомнился в истинности данного пророчества и стал просить доказательства. В ответ на это Архангел сказал, что Захария будет нем до тех пор, пока не сбудется возвещенное пророчество. Несмотря на немоту, Захария не оставил своей чреды и продолжал служение до конца. Жена его, Елисавета, после возвращения мужа домой, действительно зачала сына. Пять месяцев она скрывала это, из боязни, что люди могут не поверить ей и осмеять, сама же она в душе радовалась и благодарила Бога за снятие с неё поношения неплодства.

Евангелист Лука также сообщает, что Елисавета приходилась родственницей Матери Иисуса Христа Марии (Лк 1. 36), однако степень их родства в Евангелии не указана. Византийский писатель XIV века Никифор Каллист, ссылаясь на творения священномученика Ипполита Римского, утверждал, что Соби, мать Елисаветы, была родной сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Исходя из евангельского повествования, можно заключить, что Иоанн Предтеча родился на шесть месяцев ранее Спасителя (ср.: Лк 1. 26-56). Священное Писание не указывает нам точного места рождения Крестителя Господня, ограничившись лишь упоминанием некого города Иудина (Лк. 1. 39). Возможно, местом рождества Предтечи является современная местность Айн-Карем. Евангельское повествование о рождестве Иоанна Предтечи заканчивается указанием евангелиста Луки на то, что на 8-й день после рождения он был обрезан (Лк 1. 59). Через обряд обрезания, установленный ещё при Аврааме (Быт. 17, 11-14), новорожденный вступал в общество избранного народа Божия, и потому день обрезания считался радостным семейным праздником. По распространённому обычаю при обрезании новорожденному давалось имя в честь кого-нибудь из старших родственников, поэтому не могло не вызвать всеобщего недоумения желание матери назвать своего сына Иоанном. За решением обратились к отцу, а тот, все ещё немой, на дощечке, намазанной воском, написал: «Иоанн имя ему». Выбор данного имени был обусловлен указанием на него Архангела, явившегося Захарии в Иерусалимском храме. И тотчас же, по предсказанию Архангела, Захария разрешился от немоты и в пророческом вдохновении, уже предвидя наступление Царства Мессии, стал прославлять Бога.

Согласно Священному Преданию, слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода, и когда в Иерусалим пришли волхвы с вопросом о месте рождения Царя Иудейского, он вспомнил о сыне Захарии. Опасаясь потери своей власти, Ирод, издав приказ об избиении всех младенцев в Вифлееме, послал убийц и к младенцу Иоанну. Елисавета, узнав об этом, скрылась с сыном в пустыню. Ирод, рассерженный тем, что слуги его не могут найти младенца Иоанна, послал к Захарии в храм, узнать, где он спрятал своего сына. Захария ответил, что он служит теперь Господу Богу Израилеву и не знает местонахождения своего сына. Несмотря на угрозы лишить его жизни, Захария повторил тоже самое, после чего был убит слугами Ирода между храмом и жертвенником, о чём вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям (Мф. 23, 35). Престарелая Елисавета, вскоре после бегства в пустыню, умерла, и младенец остался в дикой пустыне один, возрастая и укрепляясь духом.

Празднование Рождества Иоанна Предтечи в Православной Церкви

Празднование Рождества Иоанна Предтечи совершалось в Церкви уже в IV веке, как на Востоке, так и на Западе христианского мира. Дата данного праздника была отсчитана от дня Рождества Христова на основании евангельских свидетельств о рождении Иоанна Предтечи на шесть месяцев ранее Спасителя (ср.: Лк 1. 26-56). Сохранились проповеди и беседы отцов Древней Церкви, посвящённые этому празднику. Так, перу блаженного Августина (354-430 гг.) принадлежат 11 гомилий, приуроченных к данному празднику, где он упоминает о повсеместном распространении празднования Рождества Иоанна Предтечи.

Православный праздник и суеверия

С праздником Рождества Иоанна Предтечи, который совпадает с летним солнцестоянием, народная традиция связывала некоторые обряды, являющиеся пережитками язычества. Так, в этот день разводили костры, называемые огнями св. Иоанна, свидетельства о которых зафиксированы в Западной Европе с VII века, а в Византии — с XI века. В Греции через костры обычно прыгали по 3 раза. Считалось, что девушки, перепрыгнувшие через 7 или 9 костров в разных кварталах, вскоре удачно выйдут замуж. Также на праздник Рождества Иоанна Предтечи гадали, совершали обряды долголетия и собирали лечебные травы, которые, как считалось, имели в этот день особую целительную силу. Однако все эти суеверные обычаи не имеют ничего общего с воспоминаемым событием Рождества Иоанна Предтечи и являются отголосками языческих обрядов, несовместимых с православной верой. Поэтому участие в подобных обрядах является большим грехом и непозволительно для всякого верующего человека.

Алёшков Владимир Владимирович, (преподаватель Николо-Угрешской Православной Духовной семинарии)

Опубликовано в Вестнике Храма св. ап. и ев. Иоанна на Бронной №7 Июнь 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *