Православный путешественник. Древний Владимир.

Сегодня мы с Вами отправимся в путешествие по Владимиру, бывшей столице Владимиро-Суздальского княжества. Многие из читателей уже побывали в этом прекрасном городе, поэтому в нашей заметке мы постараемся представить Владимир таким, каким он сохранился с XII века, периода своего могущества. Итак, мы начинаем наше историческое путешествие.

Золотые ворота

С XII века главным въездом в историческую часть Владимира являлись Золотые ворота (1164 г.). Золотые ворота были построены кн. Андреем Боголюбским в подражание Золотым воротам в Киеве, отсылавшим к древним воротам Константинополя и Иерусалима. От этих древних памятников остались лишь руины, и лишь Владимирские ворота и сегодня восторгают своим величием. Они считаются редчайшим образцом средневекового военно-инженерного искусства. Но в потоке
шумного движения от восторженного взгляда путешественника может ускользнуть древний образ этого памятника. Давайте попробуем на несколько минут отвлечься от шума и потока проезжающих машин, и спокойно окинуть взором этот по- своему уникальный памятник архитектуры. Далее верным спутником нашего путешествия станет воображение. Перед Вами западные Золотые ворота, главная проездная башня и парадный въезд в столицу Владимира-Суздальского княжества. Отсеките смутительные взору подпорки-контрфорсы и пристройки в виде башенок. Вашему взгляду предстанет центральная башня, самая древняя уцелевшая часть Золотых ворот. Постойте немного в арке, где лучше всего чувствуется старина. Стены здесь почти не защищены побелкой и можно разглядеть старинную кладку из белокаменных квадров. Высокий четырнадцатиметровый свод пересекает белокаменная перемычка, последний след древних ворот. Те, кому посчастливилось быть во Владимире в 1989 году, могли наблюдать уникальное событие – реставраторы раскрывали на своде арки древние фрески. Спустя века владимирцы снова увидели обильно покрывающие свод разноцветные фрески, изображающие всадников, коней, диких животных и птиц. Сейчас сохранившиеся фрески вновь покрыли побелкой, опасаясь губительного воздействия окружающей среды. Вот, все, что сохранилось нашему поколению от далекого XII века.

Верх башни также подвергся изменениям. Первоначально стены башни были увенчаны бойницами, неотъемлемыми спутниками средневековых крепостей, но в XVIII веке они были перекрыты крышей и превратились в окна. В правление Екатерины II было принято решение срыть валы по бокам башни и соорудить вместо них подпорки-контрфорсы, окружив их пристройками в виде башенок. В одной из башенок ныне находится вход в военно- исторический музей, расположенный наверху в надвратной церкви. Конечно, это уже не церковь двенадцатого века. Древняя одностолпная церковь Ризоположения напоминала собой другие древние соборы, Успенский и Дмитровский. Ныне существующая надвратная церковь была выстроена лишь в XIX веке и уже не имела ничего общего с прежним оригиналом. Теперь, оглядывая еще раз это величественное сооружение, Золотые ворота, Вы без труда сможете выделить среди поздник перестроек остатки былого величия средневековых главных сторожевых ворот столичного града Владимира.

Успенский собор Княгинина монастыря

Далее мы отправимся по самой древней улице Владимира,
Большой Московской. Все здесь дышит стариной… Дойдя до пересечения с улицей Девической, нам сразу же бросится в глаза величественный Успенский собор Княгинина монастыря. Этот монастырь был основан в XII веке женой князя Всеволода Большое Гнездо, Марией Шварновой. Несмотря на то, что великая княгиня была чешкой, Владимирская земля стала для нее истинным домом, а для владимирцев она навсегда осталась небесной покровительницей и заступницей их города. Княгинин монастырь был одной из первых женских обителей на Руси и некрополем для великих княгинь вплоть до перенесения столицы в Москву. К сожалению, многочисленные пожары на протяжении нескольких веков нанесли храму непоправимый урон. На рубеже XV-XVI веков на руинах древней святыни был выстроен новый храм, увенчанный рядами закомар и кокошников. Но черты старого собора, выстроенного еще великой княгиней, все же еще можно рассмотреть с восточной стороны храмы. Сравните окна на апсидах храма и Вы без труда сможете найти более древнюю кладку, остатки Княгинина собора. Роспись собора, несмотря на то, что она была выполнена уже в XVII веке, очень гармонично вписывается в великокняжеский облик собора. В этом соборе, в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы, покоятся мощи его основательницы, великой княгини Марии Шварновны, к которым может приложиться каждый путник.

Кафедральный Успенский собор

Продолжим наше путешествие. Прогуливаясь далее по Большой Московской улице, Вы окажитесь на Соборной площади. Перед Вами словно древний исполин вырастет величественный Успенский кафедральный собор, так вдохновивший болонского архитектора Аристотеля Фиораванти. Успенский собор – памятник архитектуры XII века, дошедший до нас без позднейших перестроек. Но присмотревшись поближе, можно увидеть намного больше. Собор центрального одноглавого храма Андрея Боголюбского (1160 г.) и пристройки времен его брата, князя Всеволода Большое Гнездо (1185 г.). Городской пожар 1185 года заставил великого князя заняться укреплением кафедрального собора. Тогда-то он и приобрел свое величественное пятиглавие. Если Вы зайдете внутрь храма, то сразу заметите в стенах, отделяющих основной куб храма от галерей, узкие проемы – окна первоначального храма Андрея Боголюбского. Обратите внимание на стенд около свечного ящика. На нем изображен контур храма Боголюбского и позднейшие всеволодовские
галереи, а также указана схема храмовых фресок.

Фрески Успенского собора также представляют бесспорный интерес. Во всех путеводителях по Владимиру будет указано, что в Успенском соборе сохранились редчайшие фрески Андрея Рублева. Действительно, они восхищают и поражают. Рассматривая их, не верится, что это творение рук человеческих. Но в путеводителях ничего не говорится о более древних фресках. Здесь сохранились фрагменты первоначальной росписи храма (1161 г.), сделанной по заказу Андрея Боголюбского иконописцами императора Фридриха Барбароссы. Сохранились также фрагменты фресок времен Всеволода Большое Гнездо (1189 г.). Но, конечно же, Успенский собор во Владимире — это в первую очередь место паломничества к мощам святых угодников. Здесь были захоронены Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо, Александр Невский и другие святые.

Дмитриевский собор

Немного к востоку находится еще один памятник XII века – Дмитриевский собор. Этот храм, задумывавшийся как дворцовый, был посвящен в честь вмч. Дмитрия Солунского, небесного покровителя Всеволода Большое Гнездо. Несмотря на свои небольшие размеры, он поражает своей величественностью и грациозностью. Это единственный храм во всем Владимире, чей внешний каменный декор дошел до наших дней (ранее
каменные барельефы украшали также стены Успенского собора и надвратной церкви Золотых ворот). Обойдите Дмитриевский собор вокруг, насладитесь изяществом каменных барельефов – здесь и библейские сюжеты, и персонажи русской истории. Но, к сожалению, и этот древний собор не смог укрыться от рук всемогущих правителей. С какой легкостью наши правители XVIII-XIX вв. изменяли по своей прихоти облики древних святынь, устоявших в свое время от иноземных врагов. В связи с тем, что Дмитриевский собор был дворцовым, местный приход здесь так и не сложился. И с переносом столицы в Москву храм окончательно опустел. Его окна и двери простояли забитые досками фактически вплоть до XIX века, когда во Владимир пожаловал сам император Николай I. Осмотрев собор, он посчитал некоторые детали храма позднейшими постройками и приказал снести «уродующие» древний памятник детали. Так были снесены фактически последние уцелевшие во всем Владимирском княжестве примыкавшие к храму боковые галереи-паперти с лестничными башнями – прекрасный образец древнерусского белокаменного зодчества. Лишь в процессе разборки галерей стало ясно, что они являются современниками самого храма. Но было поздно… Это нарушение целостности храма имело для него губительные последствия. Он начал разрушаться. Лишь в 40-ые годы XX века, несмотря на войну, советское правительство по просьбам главного архитектора города Столетова согласилось выделить необходимые материалы для реставрационно-ремонтных работ. А рабочие? А рабочими стали обычные владимирцы, не ушедшие на фронт старики, женщины и дети. И сегодня на улицах Владимира можно встретить много живых тружеников тех лет. Они Вам расскажут, как в голодные военные годы ставили деревянные распорки и отмывали клочками от одежды древние фрески. Именно поэтому Дмитриевский собор многие пожилые владимирцы считают своим храмом, своим вторым домов. Но мы упомянули о фресках! Здесь сохранились древние фрески XII века, являющимися прекрасными образцами византийского стиля. Сейчас внутри храма расположилась выставка, посвященная архитектуре храма и его древним реликвиям.

Рождественский монастырь

Большая Московская улица заканчивается ансамблем Рождественского монастыря, одного из старинных монастырей Руси. Многих путешественников привлекает здесь собор, внешне напоминающий величественные соборы XII века. Однако этот храм был построен всего несколько лет назад, в 2004 году, на месте древнего Рождественского собора (1192-1195 гг.). У этого собора была печальная судьба – его сначала по непонятным причинам решили полностью переделать в середине XIX в., а в 1930 г. он был разрушен до основания большевиками. Этот собор стал единственным собором, уничтоженным советской властью во Владимире.

Такова историческая часть Владимира, хотя, конечно, Владимирская земля не мыслится без еще двух памятников: княжеской резиденции Боголюбово и храма Покрова на Нерли.

Боголюбово

Если у Вас нет машины, то существует два способа добраться из Владимира в Боголюбово. Можно добраться в Боголюбого на автобусе No152 до остановки «Боголюбово – центр», который ходит примерно каждые 15-20 минут (продолжительность в пути 30-40 минут). В Боголюбово также приезжают на пригородном поезде в направлении Коврова, Гороховца или Вязников. (продолжительность в пути 10-15 минут), правда, поезда ходят всего несколько раз в день, а сама станция располагается между Боголюбово и храмом Покрова на Нерли.

Боголюбово – бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского, а ныне небольшое село, в центре которого находится Свято-Боголюбский женский монастырь. Именно в этой обители сохранились остатки былого
могущества князя Андрея Боголюбского. Мы говорим о сохранившей части резиденции владимирского князя, осмелившегося заявить о себе как о главе всех русских земель — двухъярусной лестничной башне и примыкающей к ней галереи, обнаруженной во время археологических исследований в 1954 году. Это единственный памятник гражданской архитектуры Руси XII в., дошедший до наших дней. Именно здесь князь принял мученическую смерть от рук своих политических соперников – бояр Кучковичей. Галерея плавно переходит в собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Об этом соборе сохранились следующие воспоминания одного монаха: невежественный игумен Ипполит, пожелавший видеть в храме «большую светлость», распорядился проломить в его стенах огромные окна, и древний собор в 1722 г. рухнул, но по счастливой случайности уцелела часть его северной стены, удержанная примыкающим к ней древним переходом, связанным с лестничной башней. При возведении нового собора в 1751 году эту древнюю часть решили оставить, как особо чтимое место — здесь был убит князь Андрей (его нетленные мощи были обретены в 1701 году). Рассматривая западный фасад этих построек, мы легко отличаем древние части по их колончатым поясам и узким окнам, уже знакомым нам по памятникам
Владимира; на западном же фасаде нового собора вставлены резные львиные маски, уцелевшие от резного убранства древнего храма. Ныне Рождественский собор находится в общем пользовании монастыря и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме расположена экспозиция, повествующая об истории Боголюбова, его архитектурных памятниках и археологических раскопках. А в уцелевшей части Боголюбских палат устроен предел в честь канонизированного в XVIII веке святого благоверного князя Андрея Боголюбского.

Церковь Покрова на Нерли

Последним памятником древнего княжества, о котором мы сегодня расскажем, является храм Покрова на Нерли. Этот храм стал первым, посвященным этому празднику. Так как на машине к нему подъехать нельзя, то всех путников ожидает одна и та же живописная дорога, протянувшаяся от станции до храма по заливному лугу. Это величественное сооружение словно вырастает из земли и красиво в любое время года. Если этот памятник и сегодня так восторгает путешественников, то, представьте себе, какое впечатление этот храм мог производить в своем первоначальном виде. Сегодня мы видим лишь малую часть этой красоты, жемчужины княжества Андрея Боголюбского. Начнем с того, что церковь была построена на высоком искусственном фундаменте, ставшим пьедесталом для нее. Эта платформа была вымощена мрамором, были устроены лестницы, сбегающие к пристани (ранее церковь стояла на месте впадения Нерли в Клязьму, а ныне русла рек изменили). Саму церковь окружали двухъярусные открытые галереи. Вообразите: над водой поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана со шлемовидной главкой и крестом. Красиво, не правда ли? В XVIII веке все изменилось: пьедестал был зарыт, а галереи разобраны. Теперь уже, конечно, никто не моет вспомнить былого величия, никого уже нет на этом свете… И только стены храма все еще хранят следы от каменных галерей, когда-то окружавших их, да забитая дверь на втором ярусе храма. Около входа в храм Вы заметите, что стоите не на земле, а на каменных плитах – это плиты бывшего пьедестала, робко проглядывающего сквозь насыпь…


Пискунова Анастасия Валерьевна (историк, аспирантка ИФ МГУ)

Опубликовано в Вестнике Храма св. ап. и ев. Иоанна на Бронной №9 сентябрь 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *