Преподобный Сергий Радонежский (8 октября/ 25 сентября).

Среди сонма святых, подвизавшихся в пределах Русской Православной Церкви, особо выделяется личность преподобного Сергия, игумена Радонежского. Ещё при своей жизни Радонежский игумен стал игуменом земли Русской, общенациональным духовным лидером, великим старцем, к которому со всех уголков нашего Отечества за благословением и советом приходили и князья, и бояре, и священнослужители, и купцы, и простые крестьяне. И по сей день не оскудевает поток богомольцев, которые приходят из разных стран, городов и сёл, дабы поклониться честным мощам угодника Христова, почивающим в стенах основанного им монастыря — Троице- Сергиевой лавры.

Преподобный Сергий Радонежский совершал своё служение в XIV веке, ставшим одним из наиболее драматичных периодов в русской истории. В это время русские княжества находились под властью Золотой Орды. Сопряжённые с этим обстоятельством, ужасы завоевания и многочисленных жестоких набегов кочевников
привели русский народ не только к материальному разорению, но главным бедствием было разорение нравственное, духовное одичание, страх, подавляющий волю и сковывающий решимость. Игумен земли Русской примером своей жизни показал народу, что рано отпускать руки, что можно изменить свою жизнь и возможно изменить мир вокруг себя. Как писал профессор Московской Духовной Академии В.О. Ключевский: «Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее…».

Житие преподобного Сергия Радонежского

Родился преподобный Сергий (в миру Варфоломей) в 1314 году недалеко от Ростова Великого, на месте нынешнего Троице- Сергиева Варницкого монастыря, в семье ростовского боярина Кирилла и его супруги Марии. В 1330–1340-х годах родители преподобного Сергия вместе со всем семейством были вынуждены переселиться из Ростова в провинциальный Радонеж, лишившись в результате татарских набегов былого влияния и материального достатка. Довольно быстро после переселения в Радонеж Кирилл и Мария удалились в Покровский Хотьков монастырь, а вскоре после этого отошли ко Господу. По смерти родителей Варфоломей передал их имущество младшему брату, уговорил своего старшего брата Стефана, к тому времени уже овдовевшего и постригшегося в том же монастыре в Хотькове, удалиться вместе на монашеское жительство в леса. Братья поселились в десяти верстах от Хотькова – на горе Маковец. За лето они построили келью и небольшой храм, который был освящён во имя Святой Живоначальной Троицы. В это же время игуменом Хотьковского Покровского монастыря Митрофаном Варфоломей был пострижен в монашество, получив имя в честь святого мученика Сергия.

Вскоре после основания обители Стефан, не выдержав всех трудностей отшельнической жизни в лесу, перешел в Московский Богоявленский монастырь, где достаточно быстро стал настоятелем монастыря и даже духовником великого князя Симеона Ивановича Гордого. Тем временем преподобный Сергий два года оставался в лесу один, предаваясь всей душой пустынным подвигам, мужественно претерпевая неудобства пустыни, страх от зверей и искушения от демонов. По истечении двух лет рядом с преподобным Сергием стали селиться ревнители монашеского жития, привлекаемые и вдохновляемые примером Радонежского подвижника. Преподобный с любовью принимал всех, приходящих к нему для уединённой молитвы и несения монашеских подвигов, и вскоре в маленькой обители собралось братство из 12 иноков. В 1354 году преподобный Сергий направился в Переславль-Залесский к епископу Владимиро- Волынскому Афанасию с просьбой прислать в обитель священника для совершения регулярного богослужения. Однако владыка Афанасий против воли святого рукоположил его самого и поставил игуменом устроенной им обители. С этого времени также начинается численное увеличение числа монашествующих в Троицком монастыре, сооружение нового, более просторного храма, и обнесение монастыря оградой.

Впоследствии из среды братии Троицкой обители вышли многие светочи русского монашества, ставшие настоятелями крупных монастырей и видными иерархами Русской Церкви, а сама обитель Пресвятой Троицы в скором времени стала крупным центром духовного просвещения.

Позднее, когда Троицкая обитель разрослась, преподобный Сергий основал ещё несколько монастырей, в числе которых Киржачская Благовещенская обитель, Высоцкая обитель в Серпухове и Успенская на Дубенке. С его именем также связывают создание знаменитого Старо-Голутвина монастыря под Коломной. Трудами Радонежского игумена было произведено преобразование северорусского монашества. Если до преподобного Сергия северорусское монашество представляло собой особножительные монастыри, где всякий инок имел свою келью, одевался и питался так, как позволял ему личный достаток, то со времён Игумена земли Русской в иноческой среде произошли значительные перемены. Повсюду стали появляться общежительные монастыри, в которых имущество становилось общим, а трапеза — совместной. Благодаря этому монастыри могли вести сложное, прогрессивное хозяйство: им охотно жертвовали землю и другие угодья, а доход с них шел на храмовое строительство, благотворительность и нужды духовного просвещения.

Роль Сергия Радонежского в истории Российского государства

Деятельность преподобного Сергия простиралась далеко за пределы монастырской ограды. Строгая подвижническая жизнь и глубокая духовная мудрость преподобного сделали его широко известным и снискали его слову непререкаемый авторитет. По просьбе святителя Алексия, митрополита Московского, преподобный предпринял ряд «миротворческих походов» в разные удельные княжества, направленных для уврачевание княжеских междоусобиц. Самый известный из них был совершён Радонежским подвижником в 1365 году пешком из Троице- Сергиева монастыря в Нижний Новгород, где произошло закрытие храмов в назидание князю Борису, не принимавшему волю митрополита Алексия, требовавшего примирения с братом.

С этого времени преподобный Сергий приобретает повсеместную известность на Руси, а его имя часто упоминается в летописных событиях. Несмотря на славу и всеобщее почитание, Радонежский игумен считал себя ниже простого послушника в своем монастыре, о чем свидетельствуют рассказы его ученика – преподобного Епифания, повествующие о ветхости одежды святого игумена, о его служении братии, работе в просфорне или даже труде плотника за гнилой хлеб в качестве оплаты. Ещё более о смирении Радонежского подвижника свидетельствует следующее обстоятельство: когда святитель Алексий, митрополит Московский, чувствуя близость своей кончины, предложил преподобному стать митрополитом, святой Сергий наотрез отказался, грозя даже уходом из монастыря в пустынь.

Игумен земли Русской сыграл значительную роль в становлении русской государственности и «собирании земель» вокруг Москвы. В 1374 году преподобный Сергий крестил Юрия, сына великого князя московского Дмитрия Ивановича. Это произошло в Переяславле-Залесском, во время большого съезда русских князей, договорившихся о военно-политической коалиции под эгидой Москвы, т.е. сделавших очень большой шаг в сторону объединения Руси. Преподобный своим участием в съезде освятил это великое дело. Преподобный Сергий стоял у истоков освобождения Руси от ордынского ига. Житие Радонежского игумена повествует о посещении князем Дмитрием Донским Троицкого монастыря накануне выхода в военный поход против татарских захватчиков, встрече с преподобным Сергием и участии по его благословению в сражении двух схимников: Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби), ставших героями Куликовской битвы.

Преподобный Сергий преставился в 1392 году. Почитание его началось сразу после кончины подвижника. Множество совершенных им посмертных и прижизненных чудес было знаком его святости. Блаженный Епифаний Премудрый, автор жития Радонежского игумена, свидетельствует, что описать все духовные дарования и чудотворения этого святого невозможно, ибо они совершаются доныне.

В заключении данной статьи хочется привести слова русского писателя Бориса Зайцева о значении для нас преподобного Сергия: «Не оставив по себе писаний, преподобный Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим – немой укор. Безмолвно преподобный Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере».

Алёшков Владимир Владимирович, (преподаватель Николо-Угрешской Православной Духовной Семинарии)

Опубликовано в Вестнике Храма св. ап. и ев. Иоанна на Бронной №10 октябрь 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *