Казанская икона Божией Матери (4 ноября/ 22 октября).

4 ноября – праздник Казанской иконы Божией Матери. Этот образ является одним из самых известных и любимых образов Пресвятой Богородицы в России. Нет, пожалуй, ни одного храма и даже православного дома, где не нашлось бы этой иконы.

История этого образа уходит в далекий 1579 год, когда недавно покорившаяся Казань все еще металась между магометанством и принятием православия. Тогда икона Казанской Божьей Матери, явившаяся чудесным образом, впервые показала сомневающимся силу христианской веры. И хоть с тех пор этот образ не раз являл различные чудеса, до 1612 года икона Казанской Богоматери оставалась особо чтимой лишь в Казани. Ее чествование было установлено 21 июля (по новому стилю), в день обретения этого чудотворного образа. Русские цари чтили эту икону и даже успели построить в честь нее несколько храмов, но для большинства русского народа она оставалась пока далекой от их сердец. Но наступил 1612 год…


Россия вступила в один из самых страшных периодов своей истории, впоследствии названого Смутным временем. Страна была охвачена пламенем гражданской войны, голодом, иноземцы делили ее на куски и уже проникли в самое сердце России, в Московский Кремль. Казалось, наше государство падет и исчезнет также бесследно, как пали ранее могучие империи, отступившие от Бога. Но все страдания были посланы не для истребления, а для покаяния нашего народа. Молитва русского народа во главе с патриархом Гермогеном к Пресвятой Богородицы о ходатайстве за Русь перед Богом была услышана. Во главе русской рати, второго ополчения встала сама Пресвятая Богородица.

Патриарх Гермоген, один из столпов православия, томившийся в плену у поляков, незадолго до своей кончины сумел отправить свой последний завет пастве: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем». Кроме того, патриарх распорядился перенести из Казани тот самый чудотворный образ Казанской Богоматери, перед которой он в 1579 году, еще будучи простым священником, первым отслужил молебен. Свт. Гермоген, свидетель заступничества и силы Божьей Матери в деле укрепления православия и поругания неверных, через тридцать лет вновь просил Пречистую явить свое покровительство православному русскому народу и не дать овладеть Русью католикам.
Призыв патриарха был услышан… Второе ополчения под предводительством Минина и Пожарского из Нижнего Новгорода двинулось на Москву. Вскоре сами ополченцы смогли почувствовать всю слабость своего положения. Силами ополчения было почти невозможным взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве многочисленное польское войско гетмана Ходкевича, усмирить своеволие и буйство русских отрядов,
перешедших на сторону врага. Отчаяние и слабость приводили в те дни к восклицаниям некоторых бойцов: «Прости, свобода отечества! Прости, Кремль священный! Мы все сделали для освобождения; но видно,
Богу неугодно благословить наше оружие победой!». И именно в этот момент под Ярославлем в стан ополчения прибыла с казанцами икона Казанской Божьей Матери. Этот чудотворный образ впервые встал во главе русского воинства, так как Владимирская и Донская иконы Божьей матери в то время находились в захваченном поляками Кремле.
твоего Последний завет патриарха Гермогена был исполнен, во главе войска встала сама Пречистая Дева. Ополчение, осознавая свою слабость и видя причину всех бедствий — собственное греховное состояние, всецело отдалось в руки Господа и теперь надеялось лишь на заступничество Богородицы. Народ наложил на себя трехдневный пост и с молитвой обратился к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана.
В осажденном Кремле в то время находился в плену архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский). Прибывший в Москву из Греции, он был схвачен и заточен поляками. Ночью 21 октября келия святителя Арсения вдруг озарилась светом, и пред ним предстал прп. Сергий Радонежский, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». Архиепископу удалось передать в стан ополченцев радостную весть, что привело ко всеобщему восхвалению силы заступничества Богоматери за все русское православное воинство. На следующий день, 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, взяли Китай-город, а через два дня – Кремль. Так, по молитвам Богородицы православная Русь была очищена от католиков, а образ Казанской иконы Божьей Матери стал еще одним символом русского воинства.
Взойдя на престол, царь Михаил Федорович Романов повелел установить в Москве 22 октября (4 ноября по новому стилю) ежегодное празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Несмотря на государственное значение праздника, этот день долгое время отмечался лишь в Москве и Казани.
Осенний праздник Казанской иконы стал всероссийским лишь при его сыне, царе Алексей Михайловиче, когда в 1648 году 22 октября в день Казанской Божией Матери у царя родился первенец, царевич Дмитрий. Видя в этом событии Божественное указание на важность для России образа Казанской Божией Матери, молодой царь издал указ, по которому «во всех городах, по вся годы» следует торжественно отмечать эту дату – в память о чудотворной иконе Казанской Божьей Матери, с которой русское ополчение освободило Москву в 1612 году. «В воспоминание помощи, оказанной свыше заступлением Богородицы государству русскому в годину лихолетья» – как писалось в царевом указе.
С тех пор этот образ неразрывно был связан и с самим царским домом, и со всем русским народом. Перед ним молились и шли в наступление и в Северную войну, когда освобождали бывшие русские земли от шведов, и в войну 1812 года, когда прогоняли из Москвы французов, и в 1941 году, когда, по преданию, Казанскую икону вернули обратно в столицу для обороны Москвы от немцев, и в 1943 году, когда в день чествования этого образа, был освобожден Киев. Так, не только сам образ, но и сам день 22 октября (4 ноября по новому стилю) стали по- настоящему символами народного единства и особенного заступничества Пресвятой Богородицы за весь русский народ.
В 2005 году по распоряжению главы государства В. В. Путина этот день стал снова общегосударственным праздником и вошел в гражданский календарь под названием День народного единства. К сожалению, несмотря на хорошую информационную систему, многие до сих пор не понимают значение этого праздника, считая его простой и случайно выбранной заменой советского праздника 7 ноября. И пусть весь православный мир отмечает в первую очередь в этот день память Казанской иконы Божией Матери, нам, пожалуй, ничего не стоит поставить знак равенства между этим церковном праздником и названием того праздника, что числится в гражданском календаре. Действительно, именно единство всего русского народа и его общее обращение ко Пресвятой Богородицы явили столько чудесных избавлений нашего государства от неприятеля.

Пискунова А. В. (историк, аспирантка ИФ МГУ)

Опубликовано в Вестнике Храма св. ап. и ев. Иоанна на Бронной №11 ноябрь 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *