За сотни лет до Рождества Христова. Пророчества Ветхого Завета о Христе

Сегодня, отмечая праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, мы поговорим о ветхозаветных пророчествах, касающихся столь долгожданного события не только для еврейского народа, но и для всего мира — рождения Спасителя.

Ветхозаветные пророчества о том, что Мессия родится от девы в Вифлееме:

  • «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14).
  • «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2).
  • «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3: 15). Употребление в этом тексте выражения «Семенем ее» означает, что будущий победитель дьявола родится без семени мужчины. Это пророчество в христианской традиции условно называют «первоевангелием» — первым евангелием, первой благой вестью.

 Ветхозаветные пророчества о времени прихода Мессии:

  • «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (быт. 49:10). Этот текст указывает на то, что Мессия должен прийти до утраты самоуправления и законодательства древней Иудеей.
  • Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан. 9: 24 – 27). В 9 главе книги пророка Даниила в 25 стихе указан год прихода Мессии, исчисляя от указа о восстановлении Иерусалима (указ Артаксеркса Неемии, 444 г. до н. э. Неем. 2:1-8). В последующих двух стихах предсказывается разрушение Иерусалима и Храма после смерти Мессии. Христиане считают, что это пророчество исполнилось в 70 году н. э., когда Иерусалим и Храм были разрушены войсками римского военачальника Тита, таким образом Мессия должен был прийти до этого разрушения. Произведённые богословами расчёты указывают на 30 марта (10 нисана) 33 года — на дату торжественного въезда Иисуса в Иерусалим.
  • «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис. 24:17). Это предсказание пророка Валаама, смотрящего с горы на еврейский народ, о «Потомке» этого народа, который именуется «звездой» и «жезлом». Валаам предсказывает поражение пригласивших его князей Моава и потомков Сифа, подразумевая здесь сокрушение сил зла, ополчающихся на Царство Мессии. «Звезда» из текста, по мнению ряда богословов, прообраз Вифлиемской звезды.
  • «Еще раз, и это будет скоро, — Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, — и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей (храм) славою, говорит Господь Саваоф… Слава сего последнего Храма будет больше, нежели прежнего» (Агг. 2:6-7). «Вот муж — имя Ему Отрасль, Он произрастет из Своего корня и создаст Храм Господень, Будет и священником на престоле Своем» (Зах. 6:12). Эти два пророчества свидетельствуют, что Мессия родится во времена существования Второго Храма.

 Ветхозаветные пророчества о том, что Мессия придет на землю и будет иметь реальную человеческую природу:

 «Сей Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал её рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3:36—38).

 

Диакон Сергей Шилов (преподаватель Николо-Угрешской православной духовной семинарии)

Опубликовано в Вестнике 24. январь 2017 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *