40 Севастийских мучеников: вчерашний страж или работник одиннадцатого часа

Читая жития святых, обращаешь внимание, что нередко при виде мучений и казней христиан многие язычники обращались ко Христу и сами тут же становились мучениками. Так, в житии великомученицы Екатерины упомянуты пятьдесят философов, которые после спора с ней признали истину христианства и были за это казнены. Чародей Афанасий пытался отравить святого великомученика Георгия, но увидел творимые им чудеса, покаялся и сам немедленно стал мучеником.

Случилось подобное и при страдании Сорока мучеников Севастийских, память которых празднуется 22 марта по новому стилю. Мы знаем из их жития, что они были выгнаны к замерзшему озеру, а для их соблазна мучители растопили с ними баню. Один из сорока не выдержал и побежал к ней, но на пороге упал мертвым.

Стражники, поставленные мучителями, в ту ночь спали ― все, кроме одного, по имени Аглаий. Он-то и увидел сияющие венцы над головами мучеников, а увидев, понял, что беглец лишился своего венца. И тогда он, разбудив других воинов, исповедал себя христианином и прыгнул в озеро.

Житие Севастийских мучеников мало говорит о том, кто был этот человек. Мы не знаем, насколько хорошо он знал о христианстве, беседовал ли прежде о вере с христианами. Но кем бы он ни был, Бог уже знал, что однажды он сделает самый главный выбор в своей жизни и станет мучеником. У апостола Павла есть слова: «любящим Бога вся поспешествуют во благое, сущым по предуведению званным: ихже бо предуведе, тех и предустави сообразных быти образу Сына Своего… а ихже предустави, тех и призва» (Рим. 8:28-30). Кто же эти «предуведенные»? Это именно те, кто выбрал жизнь со Христом и чей выбор Бог знал раньше, еще до их рождения, еще до сотворения мира.

Важно понимать, что Бог не предопределяет выбор человека. Человек совершает его сам и свободно. Но Бог знает, каким будет этот выбор. И этот выбор происходит еще до встречи с христианством ― он заключается в желании обрести Истину. Мы можем не видеть этого глубинного выбора, этого поиска Истины, но Богу он известен. Если человек искренне желает обрести Бога, то Бог отвечает на это стремление и устраивает все обстоятельства так, что этот человек рано или поздно становится христианином, даже если до этого он был язычником, как это и произошло с Аглаием.

Образ этого стражника отсылает нас еще к одному моменту, о котором в свое время говорил Спаситель в притче о рабочих в винограднике…

Тайна спасения каждого человека глубока, и один Сердцеведец Господь знает, кто устоит в час испытаний, а кто отречется от веры. Человек может быть призван среди первых, как эти 39 воинов, а может среди последних… Можно в течение всей жизни быть как будто со Христом и в Церкви, а в последний час отречься от Христа. Одни приходят к Господу в первый час, другие — в третий, а некоторые становятся сынами Церкви в самом конце, когда одно лишь исповедание веры становится достаточным, чтобы заслужить мученический венец наравне с теми, кто всю жизнь был истинным христианином, — в час одиннадцатый.

Итак, чествуя память Севастийских мучеников, будем помнить подвиг этих 39 воинов и выбор этого стражника. Будем же молиться, чтобы Господь укрепил нас, и мы, как некогда сделали это святые мученики, стоя перед таким же выбором, предпочли этим «теплым баням» — жизни во всем ее соблазнительном разнообразии — Христа.

 Игумнов Д. А. (историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)

Опубликовано в Вестнике № 26. март 2017 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *