6 Недель Святой Четыредесятницы

На фоне общей строгости седмичного цикла богослужений Великого поста особо выделяются воскресные дни ― Недели. В воскресенья великопостного периода весь строй богослужения приобретает праздничный колорит и совершается с особой торжественностью. Неслучайно Великим постом в воскресные дни служится литургия святителя Василия Великого, отличающаяся большей продолжительностью, чем литургия святителя Иоанна Златоуста. К празднованию Воскресения Христова в каждый из этих дней добавляется воспоминание о каком-либо особом событии или память святого, внесшего свой вклад в развитие аскетического учения Православной Церкви.

Неделя Торжества Православия.

Первое воскресенье Великого поста называется Неделей Православия, или Неделей Торжества Православия. Данное празднество установлено Патриархом Константинопольским Мефодием в память об окончательной победе Церкви над ересью иконоборчества в IX веке. Несмотря на утверждение иконопочитания на VII Вселенском Cобopе (787 год) партия противников почитания святых икон ― иконоборцев ― более полувека сохраняла свое влияние. Лишь после смерти византийского императора Феофила († 842), ревностного иконоборца и жестокого гонителя иконопочитателей, почитание святых икон было окончательно восстановлено. Поскольку торжественное восстановление иконопочитания произошло в Константинополе в первое воскресенье Великого поста 843 года, то и литургическое воспоминание этого события было назначено на первое воскресенье поста. Из Константинополя это празднование перешло вместе с христианством и в Русскую Церковь.   В Неделю Торжества Православия после Литургии совершается Последование Недели Православия, представляющее из себя молебное пение с включенным в него Синодиком (вспоминаются защитники Православия, которым возглашается «вечная память», а также еретики, которым возглашается «анафема»). В наше время Последование Недели Православия в полном виде совершается в кафедральных соборах при архиерейском служении, а в прочих храмах данное Последование служится в сокращённом виде.

Неделя святителя Григория Паламы.

Во вторую Неделю Великого поста совершается память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского († 1359). В богослужении этого воскресного дня с особенной силой раскрывается православное учение о посте как средстве к благодатному озарению. Святитель Григорий Палама известен как защитник Православия и обличитель ереси калабрийского монаха Варлаама, отвергавшего православное учение о благодатном свете, озаряющим внутренне человека и иногда открывающегося видимо (например, на Фаворе и Синае). Варлаам не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году святитель Григорий Палама обличил ересь Варлаама и защитил учение о Божественном свете, которым просиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие этого озарения посредством молитвы и поста. Таким образом, празднование памяти святителя Григория приурочено к Великому посту, поскольку его учение напоминает о созерцании Божественного света как вершине аскетического подвига.

Неделя Крестопоклонная.

Третье воскресенье Великого поста называется Неделей Крестопоклонной. Богослужебные тексты этого дня прославляют Крест Христов как орудие нашего спасения, а также раскрывают плоды Крестной смерти Спасителя. Церковь также напоминает верующим о подвиге поста как о подготовке к Страстной седмице и подражании крестоношения Господа Иисуса Христа.   Особенностью богослужения Крестопоклонной Недели является чин выноса Креста на середину храма для поклонения, который совершается таким же образом, как и на праздник Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Вынос и поклонение Кресту в Крестопоклонную Неделю установлено с той целью, чтобы видом Креста и напоминанием о страданиях Спасителя укрепить верующих в прохождении трудного поприща поста. В богослужебных песнопениях данного дня говорится, что подобно «сеннолиственному» (дающему густую тень от своих листьев) дереву, доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест Христов, среди подвигов поста, доставляет верующим прохладу и ободрение для довершения труда.

 Неделя преподобного Иоанна Лествичника.

В четвёртую Неделю Великого поста Церковь празднует память подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника, который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении «Лествица» изобразил путь постепенного восхождения человека к духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей небесной славе. Таких ступеней в «Лествице» указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его выступления на общественное служение человеческому роду. Добродетели в «Лествице» расположены в естественном их порядке и преемстве: от подготовительных и низших ― к высшим. Церковь предлагает нам личность этого святого как пример для подражания, а его учение — как руководство к духовной жизни, особенно пригодное для чтения в период Великого поста. В богослужебных текстах Иоанн назван «лествицей добродетелей» и человеком, который взошел к высоте Боговидения.

Неделя преподобной Марии Египетской.                                                        

В пятую Неделю Великого поста совершается память преподобной Марии Египетской — подвижницы конца V ― начала VI века († 530), житие которой было составлено святителем Софронием, Патриархом Иерусалимским, в VII веке и приобрело огромную популярность в Византии. Согласно житию, Мария в молодости была блудницей и в течение многих лет вела порочную жизнь. Однажды она отправилась в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста. В Иерусалиме она хотела посетить храм Гроба Господня, но какая-та таинственная сила удерживала ее и не давала войти в храм. Осознав свою греховность, Мария тотчас оставила мир, ушла в пустыню и провела 47 лет в строжайшем воздержании и непрестанной молитве. Единственным человеком, который после этого встречался с ней, был инок Зосима: он и поведал миру о ее подвигах. Под конец жизни Мария достигла такой степени святости, что во время молитвы поднималась на воздух, переходила реку по воде и цитировала наизусть Священное Писание, которого никогда не читала. Житие преподобной Марии Египетской читается в Великом посту, и память подвижницы совершается в пятое воскресенье поста, дабы напомнить верующим о том, что покаяние может вызволить человека из бездны греха и возвести на вершины святости.

Неделя ваий.

    Это странное название шестой Недели происходит от греческого слова «вайи». Так называют разлапистые широкие листья пальм, которыми жители Иерусалима устилали дорогу перед въезжающим в город Христом за неделю до Его Распятия. Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к Двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства, ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы. Однако, хотя он и не имеет дней предпразднства, подобно другим Двунадесятым праздникам, богослужение всей предыдущей седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено событию входа Господа в Иерусалим.

Последняя Страстная седмица, которая в этом году приходится на период с 10 по 15 апреля, стоит особняком. Если предшествующие ей 6 недель Четыредесятницы установлены в честь сорокадневного поста Спасителя, то последняя седмица ― уже в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Об этой последней, седьмой седмице, мы поговорим в следующем номере.

 

Алёшков Владимир Владимирович  (преподаватель Николо-Угрешской Православной Духовной Семинарии)

Опубликовано  в Вестнике № 26. март 2017 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *