По словам св. Иоанна Дамаскина, «икона суть видимое невидимого и не имеющего образа, но телесно изображаемого ради слабости понимания нашего». При этом икона не является произведением искусства, но создается как вероучительный текст, призванный помочь постижению истины. Отстаивая необходимость иконопочитания, особенно для новоначальных в Церкви, свт. Григорий Двоеслов называл иконы и фрески «Библией для неграмотных», ибо то, что умеющий читать извлекает из книги, не умеющий усваивает через видимые образы. Так, одними из первых иконографических образов наравне со Спасителем и Пресвятой Богородицей появляются изображения апостолов и, прежде всего, четырех евангелистов. Авторы Евангелий — евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн — издревле широко почитались и их изображения можно встретить достаточно рано. Они имели свою особую иконографию, как общую для всех четырех, так и отдельную (Лука и Иоанн). Сегодня мы поговорим об иконографии апостола и евангелиста Иоанна Богослова, автора одного из Евангелий, книги Откровения и трех Посланий. В юности он стал учеником Иоанна Предтече, который и указал ему на Христа как на Мессию. Иоанн был одним из самых любимых учеников Христа, во время Тайной вечери он «возлежал на груди» Христа, а, будучи уже распят, Спаситель поручил его заботам свою мать. Богородица до самого своего Успения жила в доме Иоанна в Иерусалиме, после чего апостол отправился проповедовать в малоазийский город Эфес.
Итак, древнейшие дошедшие до нас изображения Иоанна Богослова относятся к III—IV векам. Они сохранились в росписях катакомб и рельефах саркофагов, где апостол представлен не единолично, а в числе 12 апостолов или четырех евангелистов. В раннехристианском искусстве, представленном мозаиками V века, апостол Иоанн чаще всего изображался юным и безбородым. Этот иконописный образ сложился под влиянием евангельских текстов, где описывалось, что Иоанн Богослов был самым молодым учеником Христа. Параллельно с человеческими изображениями появляются и символические изображения евангелистов. Символы эти, заимствованные из видения Иоанна Богослова (Откр. 4:7), раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов. По принятой ныне традиции (на некоторых древних иконах и фресках эти символы могут сочетаться с евангелистами в другом порядке), при евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк олицетворяется со львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. И, наконец, Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту Евангельского учения и сообщаемых в нем Божественных тайн.
Начиная c IX века, основной отличительной особенностью иконографии евангелистов было изображение их сидящими или стоящими за столиком с письменными принадлежностями. Однако иконография Иоанна Богослова уже в раннее время получила некоторые особенности. В отличие от других евангелистов он стал чаще изображаться не пишущим, а читающим или указывающим на уже написанные слова, или же сидящим в глубокой задумчивости. Подобные акценты позволяли не только проиллюстрировать процесс создания Евангелия, но показать отличительную особенность его Евангелия.
Примерно в это же время появляется и другой иконографический образ, сюжет которого взят из жития апостола — изображение Иоанна сидящего на фоне пещеры, в которой он жил на острове Патмос, и диктующего своему ученику Прохору текст Откровения. Этот иконографический тип стал особенно популярен на Руси на рубеже XV—XVI веков и был связан с ожидавшимся концом мира, о котором и поведал в своем Откровении апостол. В те же годы начинают создавать иконы, иллюстрирующие Апокалипсис. Самое знаменитое изображение на этот сюжет находится в Успенском соборе Московского Кремля. Не желая упустить ни одной детали текста, иконописец создает монументальную композицию стенной росписи. В тоже время продолжают существовать и традиционные фронтальные изображения Иоанна (поясные и ростовые) вместе с символом евангелиста — орлом.
С XVII века, под действием развития богословской мысли, на Руси получает широкое распространение иконографический образ — «в молчании». Здесь апостол Иоанн изображен погрудно или по пояс, характерной же особенностью здесь является жест апостола, подносящего один или два пальца к губам в знак безмолвия. Принято считать, что в основе подобной иконографии лежат заключительные слова Евангелия от Иоанна: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25). Этим жестом подчеркивается особая близость к Спасителю Его «любимого ученика», а также образ Иоанна Богослова как тайновидца, удостоенного откровений Спасителя и причастного к неизреченной Божественной мудрости, которую нельзя знать непосвященным. Правда, некоторые богословы указывают на определенное влияние при складывании это иконографического типа аскетической традиция монахов-исихастов, считавших, что обожение и приобщение к Божественной мудрости достигаются только через непрерывную безмолвную молитву. В связи с этим они считают, что жест Иоанна Богослова напоминает всем верующим не только о его причастности к тайным знаниям, но и о безмолвии, как единственно возможном пути их обретения. Этот иконописный образ и сегодня является самым распространенным.
Как создателю Откровения, Иоанну Богослову посвящен еще один иконописный образ, правда, достаточно редко встречающийся, — «Видение Иоанна Богослова». Этот образ включает в себя сразу несколько сцен (не является житийным): видение Сына Человеческого апостолом Иоанном на острове Патмос (Откр. 1. 9-20), благовестие семи Церквам (Откр. 2;3), традиционное изображение Иоанна Богослова с пишущим Прохором и сцена, иллюстрирующая получение апостолом книги от слетающего с небес ангела. Правда, на некоторых иконах последние две или одна сцены могли опускаться, тогда как два первых сюжета непременно должны были присутствовать. Этот образ свидетельствует об исключительности Иоанна Богослова, которого Господь сподобил не только познать, но и донести до нас наиболее таинственную и сокровенную часть Божественного Промысла.
И, наконец, с именем Иоанна Богослова связаны еще и несколько иконографических сюжетов, восходящих к чисто русским агиографическим источникам. Например, в основе иконы «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому» лежит эпизод из Жития прп. Сергия, рассказывающий о посещении его Богородицей вместе апостолом Иоанном после молитвы о заступничестве за Троицкую обитель. Также известен другой сюжет с участием апостола, почерпнутый из жития прп. Авраамия Ростовского. Житие сообщает, что преподобный хотел посетить Царьград, для того чтобы там помолиться перед иконой Иоанна Богослова и просить его о помощи в борьбе против язычников. Но апостол явился ему сам, едва только Авраамий покинул Ростов, и вручил ему трость, которой был сокрушен идол языческого бога Велеса (на этом месте прп. Авраамием был основан Богоявленский монастырь).
Пискунова А. В. (историк, аспирантка ИФ МГУ, молодежный работник храма)
Опубликовано в Вестнике № 28. май 2017 года