Кто такой Люцифер?

История знает немало христианский понятий, значение которых многие или не знают вовсе, или понимают искаженно. Это не вина нынешнего века, а длительный процесс, начавшийся еще в Средние века. Мало кто из нас верно понимает значение таких понятий, как древний институт диаконис, символ змия в Священном Писании, «херувимский ладан» и т. д. Отсюда вытекает некорректное употребление этих слов в речи и неправильное отношение к этим явлениям (желание ввести женское священство, отвращение ко всему семейству змей, полуязыческие суеверия и т. д.). Сегодня мы поговорим об имени Люцифер и постараемся ответить на важный вопрос, насколько правомерно его отождествление с сатаной.

Люцифе́р (лат. Lucifer «светоносный», от lux «свет» + fero «несу»; др.-рус. Денница, др.-греч. Фосфор) — в римской мифологии образ «утренней звезды». В античном мире Люцифером называли планету Венера, видимую только во время утренней или вечерней зари. Так, в произведении Вергилия «Энеида» встречается именно это понятие: «Той порой Люцифер взошёл над вершинами Иды, день выводя за собой»[1]. Позднее в Риме в III–V вв. термин Люцифер использовался как обычное мужское личное имя без какого-либо негативного подтекста.

В христианской традиции первое употребление слова lucifer («светоносный», «свет несущий») в отношении сатаны встречается в переводе Библии на латынь блж. Иеронима Стридонского (Вульгата), выполненного на рубеже IV–V вв., а именно в переводе следующего отрывка из Книги пророка Исайи:«Как упал ты с неба, денница (лат. «lucifer»), сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города её, пленников своих не отпускал домой?» (Ис. 14:12-17). Именно в этом отрывке блж. Иероним применил латинское слово «lucifer» («светоносный», «свет несущий») для обозначения «утренней звезды». Данное пророчество о царе Вавилона, низвергнутом с высот земной славы, толкователи относят и к сатане, который был низвергнут с высот славы небесной (Лк. 10:18; Откр. 12:9).

Это отождествление привело к тому, что имя Люцифер было перенесено на сатану. Несмотря на то, что у самого блж. Иеронима слово «люцифер» использовалось не как имя собственное, а как метафора, именно авторитет Вульгаты в конечном итоге и послужил основой для придания латинскому эквиваленту еврейского «хейлель» значения личного имени сатаны. Действительно, еврейское слово ‏הֵילֵל‎‏‎ («хейлель» — утренняя звезда), употребленное в оригинале, иудеи и ранние христиане никогда не использовали как имя сатаны, для них это слово не имело негативного оттенка. Так, в Новом Завете с утренней или предрассветной звездой сравнивали Иисуса Христа (Отк. 22:16; 2Пет. 1:19), а византийские церковные тексты называли Пресвятую Богородицу «Звездой, являющей Солнце» («Акафист Богородице», VI или VII в). Кроме того, сам блж. Иероним все в той же Вульгате использовал слово «lucifer» и в других фрагментах Священного Писания. Например, в книге Иова слово «lucifer» он употребил его во множественном числе: «Можешь ли выводить созвездия в своё время и вести Ас с её детьми?» (Иов. 38:32). В первые века Церкви многие христиане носили имя Люцифер, в частности, известны епископы с таким именем: Люцифер Каларийский с о. Сардиния (+370 или 371 г.), противник арианства и местночтимый святой католической церкви, и Люцифер Сиенский (упом. ок. 306 г.).Первого из них, епископа Люцифера Каларийского, зачастую называют православным святым, для чего нет никаких оснований. В самой Католической Церкви его почитание остается спорным и не решенным вопросом. Причиной тому служат факты биографии епископа Люцифера, который единолично рукоположил епископа Павлина и фактически основал секту, которую блж. Иероним Стридонский называл «люциферианами». Как можно предположить по произведениям Амвросия Медиоланского и Августина Блаженного, Люцифер был отлучён от церкви.

Окончательное закрепление слова ««lucifer» как имени сатаны произошло в Библии английского короля Якова (1611 г.). При переводе указанного отрывка из Книги пророка Исайи слово «Люцифер» здесь было впервые написано с заглавной буквы, превратив тем самым простую метафору в имя собственное. Однако в православной традиции сатана или дьявол не называются Люцифером. Данное словоупотребление пришло с Запада, зародившись в Католической Церкви, оно было распространенно массовой культурой и по-прежнему остается чуждым богословию Восточной Церкви. Принципиальным смысловым противоречием, препятствующим употреблению данного слова в отношении падшего духа, является невозможность атрибутировать ему такие эпитеты, как «свет» или «заря» после его сознательного отпадения от Бога.

«Светоносным» или Денницей первый из ангелов мог называться только до момента своего падения, после которого он навеки утратил право на такое почетное имя и стал просто сатаной.

Пискунов И. В. (историк, аспирант ИФ МГУ)

[1]Вергилий Марон Публий. Энеида. М., 2013.

Опубликовано в Вестнике № 29.июнь 2017 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *