«Душе настало пробужденье» (Пастернак в Переделкино)

Творчество… «живое чудо» поэзии и музыки, живописи и архитектуры… Откуда берут они свое начало? Где таятся истоки вдохновения бессмертных строк, форм и созвучий? Один из ответов на этот вопрос – красота русской природы и атмосфера усадеб, в лоне которых они рождаются. Необыкновенный их дух и колорит, присущий творениям XIX века, удивительным образом сохранился, несмотря на перипетии последующего столетия. Доказательство тому – произведения Бориса Леонидовича Пастернака, написанные в Подмосковном Переделкино. До революции на этом месте были усадьбы: Измалково – графов Самариных и Лукино – баронов Боде-Калычевых. С XVII века здесь располагалась деревушка Передельцы. Семантика названия говорит сама за себя. Неподалеку от нее, на реке Сетуни, располагались судоремонтные верфи, на которых переделывали обветшалые суда. В конце XIX века около Лукино прошла Брянская железная дорога. Здесь же была обустроена станция «Шестнадцатая верста», которую в XX веке переименовали в Переделкино. Неподалеку от станции в 1933 году и возник поселок Переделкино, построенный по немецким проектам специально для литераторов. Это был некий, хотя и очень отдаленный, отголосок поэзии дворянских гнезд.
Со всех сторон окруженный сосновым бором, он был поистине «приютом спокойствия, трудов и   вдохновенья». Здесь в разное время жили Борис Пастернак, Корней Чуковский, Булат Окуджава, Константин Паустовский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Фазиль Искандер, Анатолий Рыбаков и многие другие писатели.  Но именно с именем Бориса Пастернака в сознании многих людей связываются эти места. Сам он и его творчество неотделимы от «души» Переделкино, проникнуты природой, ощущаемой поэтом предельно остро. «О чем бы ни говорил Пастернак – о своем личном, притом сугубо человеческом, о женщине, о здании, о происшествии, – это всегда – природа, возвращение вещей в ее лоно», – писала о своем собрате по перу Марина Цветаева.

Именно здесь, в Подмосковном поселке, неподалеку от никогда не закрывавшегося Спасо-Преображенского собора – памятника архитектуры XVII века – его вновь, спустя десять лет, посетило вдохновение. По словам Анны Ахматовой, именно природа и сама атмосфера Переделкино «положили конец мучительно долгому антракту» в его творчестве. Цикл стихотворений «Переделкино», роман «Доктор Живаго» и стихи из романа, переводы Шекспира и Гёте, – все рождено в этой «усадьбе». Главный поэтический образ «переделкинского» цикла – преображение человека. Посредствам слияния с миром природы он не только рождается в мир, как созданный Богом из глины Адам, но и, подобно ему, получает необыкновенную способность пересоздавать, творить окружающую действительность. (См. стихотворение «Сосны»).

Дом, в котором родились все эти лирические сюжеты, необыкновенно поэтичен. Как корабль, плывет он среди пропитанных солнцем сосен. Деревянный, уютный, со светлой верандой-эркером, он на последние двадцать лет стал для Пастернака творческой гаванью. Интерьер его был прост. В светлом кабинете с широким окном Пастернак писал о судьбе, жизни и смерти, природе и ее Божественной сути – расцвете, увядании и чудесном возрождении. На первом этаже был рояль, и там устраивали музыкальные вечера. Играли талантливые музыканты: Святослав Рихтер, Генрих и Станислав Нейгаузы. На светлой веранде принимали гостей, в числе которых были Анна Ахматова, Корней Чуковский, Евгений Евтушенко, вели долгие беседы, читали стихи. Дом Борис Леонидович окружил чудесным садом с яблонями, вишнями и кустами смородины, неподалеку посадил огород. Это для поэта было и необходимостью и своего рода творчеством…

До конца своих дней Пастернак преображал окружающий мир посредствам лирики. Его жизнь – «Образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство». 21 октября 1952 году Пастернак пережил инфаркт. Лежа в коридоре Боткинской больницы, он, прощаясь с жизнью, пишет одно из наиболее пронзительных стихотворений, своего рода монолог души, полной благодарности Всевышнему и благоговения пред Его промыслом.

«О Господи, как совершенны

Дела Твои, думал больной.

…Ты держишь меня, как изделье,

И прячешь, как перстень в футляр».

Впоследствии в письме Нине Табидзе он писал: «Господи, – шептал я, – благодарю тебя за то, что Ты кладешь краски так густо и сделал жизнь и смерть такими, что Твой язык – величественность и музыка, что Ты сделал меня художником, что творчество – Твоя школа, что всю жизнь Ты готовил меня к этой ночи”. И я ликовал и плакал от счастья». Умер поэт 30 мая 1960 года в небольшой комнате своего любимого дома.

Мне снилось, что ко мне на проводы

Шли по лесу вы друг за дружкой.

Когда-то так Пастернак описал в стихотворении «Август» свою будущую кончину. И действительно, дом его постепенно превратился в неофициальный музей. Приходили студенты, научные сотрудники, врачи, все, кто любил поэта. Родные всех принимали, много рассказывали о поэте. Так зародилась идея создания «живого дома-музея». Но 1984 году семью выселили, и пять лет переделкинский «корабль» пустовал, так как никто не решался в него вселиться. Официальный же музей был открыт только 10 февраля 1990 года по ходатайству академика Д. С. Лихачева и поэтов А. А. Вознесенского и Е. А. Евтушенко. Основателем музея стала его жена– Зинаида Николаевна, а его бессменным хранителем – Наталья Анисимовна Пастернак – жена младшего сына поэта. После ее смерти в 2012 году эстафету переняла ее дочь – Елена Леонидовна. В музее явственно ощущается присутствие живой души поэта. На стенах по-прежнему висят картины отца – Л. О. Пастернака, все так же устраиваются музыкальные вечера в «рояльной» и сохраняется обстановка и атмосфера, созданная при жизни поэта. Музей открыт для посещений, в нем проводят экскурсии и поэтические встречи. И это еще одна прекрасная возможность приобщиться духу того Времени и побывать в сохранившемся уголке XIX века.

Апяри М. В. (филолог,выпускница ФФ МГУ)

Опубликовано в Вестнике № 32. октябрь 2017 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *