Святой воин из учебников

В лике святых Православная Церковь прославляет различных угодников Божиих. Среди них есть и монахи, и миряне, мученики, князья и императоры. Все они жили в разных странах в разные эпохи. Но, понимая это, всё же необычно видеть на иконе человека в военном мундире и с причёской XVIII века, человека, которого мы знаем по учебникам и фильмам, чьим именем названы улицы и корабли. Этот человек — знаменитый русский адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков.

Родился он 13 февраля 1745 года в селе недалеко от Ярославля. Учился в Морском кадетском корпусе, служил во флоте с 1769 года, командовал отдельными кораблями, затем — Черноморским флотом. Сражался с турками в войнах 1768 — 1774 и 1787 — 1791 гг., затем — с французами во время Средиземноморского похода 1798 — 1800 гг., освобождал от них греческие Ионические острова. После выхода в отставку десять лет прожил в деревне близ Санаксарского монастыря в Тамбовской губернии. Скончался 2 октября 1817 года.

И всё-таки — почему адмирал Фёдор Ушаков был прославлен Церковью как святой праведный (в 2001 г. — как местночтимый, в 2004 г. — общецерковно)? В чём явилась святость этого человека? Его талант флотоводца очевиден, но он не может быть причиной для церковного прославления. Ушаков не проиграл ни одного сражения, не потерял ни одного корабля и ни одного матроса пленным. Это, несомненно, явилось Божьим благословением, но канонизируют не за это. Такого чина святости, как «непобедимые адмиралы», в Церкви нет.

Дело не в том, что Ушаков одерживал победы, а в том, как он относился к своему делу. Это отношение было подлинно христианским, говоря библейским языком, он «ходил перед лицом Божиим» — во всех делах и поступках благоугождал Богу. Речь не только о профессиональной ответственности. Хотя Православная Церковь благословляет войну для защиты ближних, но, тем не менее, военная служба изобилует соблазнами. Неизбежность насилия может вызвать жестокосердие, командование — властолюбие, чины и отличия — тщеславие. К тому же, чисто мужское общество склонно к нецеломудренным увеселениям. Несмотря на это, Фёдор Ушаков сохранил личную праведность. При этом надо учитывать, что он всю жизнь оставался холостяком — а в таком положении труднее избегать страстей, чем будучи семьянином. Конечно, с адмиралом пребывал благой пример и молитвы его дяди-монаха, преподобного Феодора Санаксарского, но они не могли бы заменить его личный духовный подвиг. Как уже было сказано, последнее десятилетие своей жизни Фёдор Ушаков жил близ Санаксарского монастыря. Он вёл образ жизни, близкий монашескому — пребывал на долгих богослужениях, Великим постом жил в монастырской келье. «Препровождал остатки своих дней крайне воздержанно и окончил жизнь свою, как следует истинному христианину и верному сыну святой церкви» — писал об Ушакове его современник иеромонах Нафанаил. И эти годы, проведённые в молитвенном уединении, были уж точно не менее важны для духовного становления Ушакова, чем его военная карьера.

Память святого праведного Феодора Ушакова Церковь совершает в день кончины — 15 (2 ст.ст.) октября, в день прославления — 5 августа (23 июля) и в Соборе Ростовских святых — 5 июня (23 мая).

 

Игумнов Д. А. (историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)

Опубликовано в Вестнике № 32. октябрь 2017 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *