Вижу старую Москву в молодом уборе

Иль истомы сердцу надо моему?

Тени дома? Шума сада?.. Не пойму…

И. Анненский

Эти строки из стихотворения Иннокентия Анненского очень точно передают тесную взаимосвязь, существовавшую между творчеством и той атмосферой, в лоне которой оно зарождалось. Действительно, колорит и поэтичность дворянских поместий наложили свой неповторимый отпечаток на произведения русской литературы и культуры в целом. Вот как, будучи в эмиграции, писал об этом А. А. Трубников — историк искусства, литературный критик, общественный деятель и один из авторов журнала «Аполлон»» — русского иллюстрированного журнала по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы: «В дворянских усадьбах сгустилась вся суть русской культуры; то были интеллектуальные теплицы, в которых распускались самые красивые цветы. Из них вышли Пушкин, Лермонтов … Тургенев … наши великие писатели, наши лучшие музыканты и поэты. Мы, вышедшие оттуда, любили эти дома с особой остротой». Богатая палитра впечатлений, особые традиции, необыкновенная, щемящая красота родной природы, — все это творчески вдохновляло и питало души людей, вынужденных покинуть Россию, но навсегда унесших частицу ее в своих сердцах.

Воспоминания о родине оказались не только творческим потенциалом, но и своеобразным камертоном, позволяющим безошибочно настраивать душевные струны. Так, князь Г. Е. Львов, возглавивший Временное правительство во время Февральской революции, в своих воспоминаниях писал о родном имении: «Где бы я ни был, я слышу песню струн, натянутых в душе моей в Поповке. Немолчно звучат они, и ничто их заглушить не может. Под их аккомпанемент работают и мысли, и чувства, и когда начинается в жизни диссонанс с ними, они сейчас зарокочут, направят и мысль, и чувства по своему пути. Довелось мне видеть перлы красоты земной, но вот никогда не вижу их во сне, а видишь серебряную яблоню на росистом лугу или белую черемуху с поющими соловьями, тропинку в волнующейся ржи, ярко-зеленую поляну в темном лесу, извилистую реку в зеленых низких берегах с белесыми ивами. Великий океан с морями не захватил души, а вот эта речонка втекла в самое сердце». Но не одни загородные усадьбы являлись колыбелью культуры и искусства. В самом сердце столицы были прекрасные архитектурные ансамбли, создававшие не только парадный фасад Москве, но и принимавшие под свои своды видных общественных деятелей и литераторов.

Один из таких домов, расположенный в историческом центре Москвы на Пречистенке, ныне носит название Дома Ученых. Улица, на которой стоит особняк, некогда называлась Большой Чертольской. Царь Алексей Михайлович Тишайший, часто ездивший по ней в Новодевичий монастырь, своим приказом переименовал ее в Пречистенку — в честь Смоленской иконы Богородицы.

С 1922-го года в стенах старинного дома, известного с конца XVIII века, был устроен некий культурный оазис, давший возможность научной интеллигенции и людям искусства вести дискуссии и обмениваться взглядами. Сама атмосфера бывшей дворянской усадьбы созидала новую культурную среду, так необходимую для гармоничного развития общества.

Но вернемся во времена императоров и придворных вельмож. С конца XVIII столетия и до начала XIX века дом принадлежал брату обер-полицмейстера града Москвы И. П. Архарову. «Широкое гостеприимство скоро сделало дом Архаровых одним из самых приятных в Москве, чему особенно способствовала жена Ивана Петровича. Отличаясь умом и красотой, она умела держать себя в обществе с большим достоинством и тактом» (С. Н.  Шубинский). После опалы на брата, не угодившего императору Павлу, Иван Петрович некоторое время вынужден был жить в своем имении в Тамбове. Но ссылка длилась недолго, и с воцарением Александра I Архаров вернулся в Москву. После Отечественной войны 1812 года и пожара в столице он продал свой разоренный особняк князю Нарышкину, который впоследствии был посажёным отцом невесты на свадьбе Пушкина и Гончаровой. Таким образом особняк на Пречистенке посещал великий поэт. Кроме того, известно, что бывал там и Н. В. Гоголь, приезжавший сюда для беседы с декабристом М. М. Нарышкиным, племянником хозяина. Стиль дома отличался изысканностью и художественным вкусом. От Нарышкина усадьба перешла к Мусиным-Пушкиным, затем к княгине Гагариной и Трубецким.

В 1865 году особняк приобретает на имя своей жены фабрикант Иван Коншин, принадлежавший к старинному роду серпуховских посадских людей. В 1882 году его род получил потомственное дворянство за «заслуги на поприще отечественной промышленности». После смерти Коншина хозяйкой особняка осталась его вдова Александра Ивановна, которая вела очень уединенный образ жизни. В 1910 году в уже весьма преклонном возрасте она решается на серьезную реконструкцию дома. Архитектором был выбран Анатолий Осипович Гунст. Он, окончивший в 1898 году московское училище живописи, ваяния и зодчества, уже был известен своими работами и созданием Классов изящных искусств, преподавателями которых были такие известные люди, как Исаак Левитан, Николай Крымов и архитектор Федор Шехтель. Здание, спроектированное Гунстом, сочетает в себе черты неоклассицизма и эклектики. Огороженное каменным забором с арочными нишами, балюстрадами и вазами, оно выходит окнами в прекрасный сад с беседкой и клумбами. Колонны парадных ворот украшают скульптуры львов. Убранство дома также отличается красотой и изяществом. Особое внимание привлекает к себе Зимний сад с великолепным зеркалом, привезенным из Италии в специальных вагонах, мраморными скульптурами и бронзовыми украшениями, доставленными из Парижа.

Строительство дома было завершено ко Дню Ангела хозяйки, проведшей в нем свои последние годы жизни. В начале 1916 года родственники продают усадьбу крупнейшему русскому предпринимателю и банкиру, действительному статскому советнику Алексею Ивановичу Путилову. Но он, лишь успев вступить во владение особняком, почти сразу лишился всех прав на него. После революции здание национализировали и в 1922 году открыли в нем Дом Ученых.

Такова история старинного особняка, под кровом которого нашли приют многие выдающиеся деятели России, ученые и писатели. Сейчас в Доме Ученых регулярно проходят лекции, круглые столы, концерты и показы кинофильмов. В его стенах действует много творческих объединений и кружков для взрослых и детей.

Гуляя по Пречистенке и проходя мимо этого дома, чувствуешь некий ореол славного прошлого нашей страны, окутывающий здание и сад, под сенями которого некогда также прогуливались П ушкин, Гоголь, Крылов, Тургенев и высшие сановники империи.

Адрес Дома Ученых: г. Москва, Пречистенка д.16. Проезд – станция метро «Кропоткинская», выход из первого вагона из центра, трол. 5, 15 – остановка «Дом Учёных» или пешком по улице Пречистенка ~5мин.

Апяри М. В. (филолог,выпускница ФФ МГУ)

Опубликовано в Вестнике № 34. декабрь 2017 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *