Не всё коту Масленица

Масленица, Широкая Масленица, Масленка, Коляда, Масленая неделя, Блинщина, Поползуха, Объедуха, Честная масленица, Весёлая Масленица, Кривая неделя, Госпожа Масленица Боярыня-масленица и т. д. — все это о любимой всему русскому народу неделе перед Великим постом. Масленица — это и снежные горки, и уличные забавы, какими их изобразили Суриков и Кустодиев, и шумные походы в гости, и символическое соломенное чучело на центральной площади, и, конечно же, подрумяненные блины с всевозможными начинками. Да, примерно так отмечали эти дни наши предки на протяжении многих столетий: до принятия христианства, после крещения Руси, в просвещенном XVIII веке, в золотом XIX, в богоборческом XX и теплохладном XXI веке. Масленица по-настоящему стала всенародным праздником вне зависимости от вероисповедания и национальной принадлежности. Но возможно ли такое? Что все-таки такое Масленица: церковная традиция или народные обычаи, уходящие корнями в языческое прошлое? Давайте попробуем сегодня немного поразмышлять…Русь языческая

Масленица народная и Масленица церковная, точнее Сырная седмица, — две несколько разные, параллельные линии толкования одной и той же недели. Издревле у славян существовал языческий праздник встречи весны, приходившийся на день весеннего равноденствия (20 марта по н. ст.). Праздник этот символизировал встречу весны, нового плодородного года и зарождения новой жизни. Празднества обычно начинались за неделю до 20 марта и продолжались еще неделю после. В эти дни по традиции устраивались массовые гуляния, сопровождавшиеся различными ритуальными действиями. Одним из таких действий было выпекание блинов. Дело в том, что в язычестве очень распространен культ предков, со всеми вытекающими последствиями: видимое выражение почтения перед умершими, своеобразная дань и плата за их невмешательство в мир живых. Вот с этой целью и пеклись блины, издревле считающиеся поминальной пищей. Помимо этого, блины олицетворяли собой Солнце, которое в язычестве также почиталось за божество. Съев такой блин, человек «получал» часть божественных сил. Примерно по той же причине в дни празднования было принято пускать по улицам «ученых медведей», которых язычники также обожествляли. Ну и конечно, нельзя не упомянуть о соломенном чучеле, сжигание которого было кульминацией празднеств.

Христианство против языческих традиций

С принятием христианства многое от языческого прошлого кануло в Лету, но с некоторыми языческими традициями Православной Церкви предстояло бороться еще на протяжении многих веков, а с чем-то и по сей день.

Так, праздник Весны не просто был языческим, его празднество приходилось на Великий пост. История Христианской Церкви знает много историй и методов борьбы с языческими обычаями. Одним из таких методов было наделение прежних языческих праздников новым христианским смыслом. Праздник Весны оказался достаточно устойчивым в сознании людей, поэтому его нужно было наполнить новым церковным смыслом, то есть привести людей к общению именно с Богом, а не с нечистью. Как мы видим, этот процесс, увы, растянулся на много веков и продолжается в наши дни.

В связи с тем, что этот праздник приходился на Великий пост, в первую очередь было необходимо отодвинуть его на неделю раньше. Поскольку Великий пост всегда начинается в разное время, его также сделали переходящим. Так, последняя неделя перед Великим постом стала аналогом языческого праздника Весны, превратившись во всем знакомую Масленицу.

Масленица.

Последняя неделя перед Великим постом в христианстве имеет несколько названий: Масленица, Сырная седмица, Неделя о Страшном Суде, Воспоминание об изгнании Адама из Рая и Прощеное воскресение. Как любое название они несут на себе смысловую нагрузку. Два первых названия указывают нам на определенные ограничения в пище на этот период времени. Эта неделя как бы приготовляет нас к более строгому воздержанию в пище, постепенно подводит к дверям Великого поста. Мясное уже ушло из нашего каждодневного рациона, остались лишь молочные продукты. Святая Церковь называет эту неделю «светлым предпутием воздержания и «началом умиления и покаяния». Последние три названия — Неделя о Страшном Суде, Воспоминание об изгнании Адама из Рая и Прощеное воскресение — раскрывают глубинный смыл и значение этих и грядущих дней. О чем же Церковь напоминает нам в эти дни?

Богослужебные песнопения на протяжении всей Масленицы являются лучшим путеводителем и помощником. В воскресенье, за неделю до Великого поста, накануне Масленицы, звучат в храмах евангельские чтения, в которых верующие слышат грозные слова Господа Иисуса Христа о грядущем суде Божием над всем миром и каждым человеком. Церковь призывает помнить всех верующих, что Господь не только милосердный, но Он еще и праведный Судия, воздающий каждому по делам его. Все церковные песнопения этой Недели внушают нам мысль о насущной необходимости покаяния и исправления, заблаговременной слезной молитвы ко Господу, пока есть еще на то время и возможность. Стихиры воскресного дня с одной стороны показывают ужасы Ада («Плачу и рыдаю, егда в чувство прииму огнь вечный»), а с другой наставляют нас на путь спасения («Господни разумевши заповеди, тако поживем: алчущия напитаем, жаждущия напоим, нагия облечем, странная введем, болящия и в термницесущия посетим: да речет и к нам хотяй судити всей земли: придите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира»).

Так открывает свои двери Сырная седмица, последняя неделя перед Великим постом. По словам свт. Тихона Задонского, эта седмица есть сразу «и преддверие, и начало поста, а потому истинным чадам Церкви следует поступать во всем гораздо воздержаннее»[1]. Богослужения этих дней, как бы разъясняя нам происходящее ныне, наполнены чувством покаяния, сокрушения сердцем и устремления к Господу Богу: «Отверзошася божественнаго покаяния преддверия: приступим усердно, очистивше телеса, брашен и страстей отложения творяще, яко послушницы Христа, призвавшаго мир в Царствие Небесное»[2].

Весьма показательно, в среду и пятницу в храмах уже не совершается Божественная Литургия, только часы. Накануне, во вторник и четверг, на вечернем богослужении впервые звучат слова покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…». Тема поста звучит и в каноне среды этой седмицы, где прославляются ветхозаветные постники, и во время субботнего богослужения, на которых вспоминаются преподобные святые отцы и жены в «постничестве просиявшие светло». Объяснения этому мы находим в синаксаре сырной субботы: «как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей»

Кончается же эта седмица, Масленица, Неделей сыропустной или Прощеным воскресением. В этот день Святая Церковь вспоминает изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание, которые являются источником многих грехов, отдаляющих нас от Бога. В воскресном Евангельском чтении (Мф. 6:14-21) можно услышать последнее наставление перед постом – пост начинается с прощения ближним их прегрешений, которое является первым условием примирения нашего с Богом. Отсюда и пошел обычай христиан испрашивать в этот день прощения друг у друга.

Сегодня, когда евангельская проповедь прозвучала во всех концах нашей страны, когда земля Русская сама дала обильные плоды в лице мучеников и праведников, наконец, когда перед нашими глазами есть достойный пример истинной веры наших современников, новомучеников и исповедников Российских, увы, сегодня языческие традиции продолжают существовать. Конечно, во многом эта лишь жалкая пародия на древние языческие обычаи, но тем сильнее они переплелись и смешались с христианством в голове многих. Слова, сказанные свт. Тихоном Задонским в далеком XIX веке, в полной мере подходят и к нам, живущим в продвинутом и высоко информационном XXI веке:

«Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

Сейчас в попытках «воцерковить» масленичные гуляния многие храмы утверждают прекрасные традиции: кормить блинами неимущих, собирать за праздничным столом вместе взрослых и детей, навещать болящих и приносить радость немощным, устраивать благотворительные ярмарки. Таким образом, Сырная седмица для многих наполняется делами любви и милосердия, о необходимости которых нам вновь напомнит воскресное Евангельское чтение в Неделю о Страшном суде, которое будет повторяться в песнопениях всей Сырной седмицы: «Предочистимся ныне, не брашны токмо, но и деяньми, и начнем вернии теплым помышлением: да Создателю светли явимся во веки». Однако, статистика такова, что Масленица по-прежнему рассматривается большей частью населения как период вседозволенности, безудержного веселья, бесконечных застолий, обжорства и повод прикоснуться к «традициям предков». Даже многие православные воспринимают последнюю неделю перед Великий постом как возможность отъесться и навеселиться перед строгими постными днями. Конечно, в веселье, радости и еде нет ничего предосудительного, но важно во всем соблюдать меру и не забывать, для чего дан этот период и чего верующему нужно остерегаться. Пьянство, разгул, привольность, участие в кулачных боях, сжигание соломенного чучела и прочие языческие забавы, пусть и шутки ради, не совместимы с православием и противоречат христианскому вероучению. Поэтому в преддверии Масленицы, любимого русским народом праздника, хотелось бы надеяться, что верующие проведут это время, помня одно из песнопений седмицы: «Постов входы и преддверия, вси да не оскверним зле невоздержанием и пиянством: но в чистоте помышлений усердно внидем».

Пискунова А. В. (историк, аспирантка ИФ МГУ, ответственная за работу с молодежью на приходе)

[1]Настольная книга для священноцерковнослужителей. М., 1993. Т. 1.

[2] Из песнопений Триоди Постной.

Опубликовано в Вестнике № 36. февраль 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *