Преподобный Димитрий Прилуцкий: на страже веры Русского Севера

Эпоха монастырской колонизации — так можно назвать XIV–XV вв. в русской истории. Это было время, когда монахи-подвижники, стремящиеся к наибольшему отречению от мира, его радостей и утешений, покидали родные уделы и основывали новые монастыри в диких и малолюдных местах. Самым известным из подвижников был, конечно, Сергий Радонежский, а также его современники — Кирилл Белозерский, Стефан Махрищский, Павел Обнорский. А на Русском Севере, в Вологде, просиял преподобный Димитрий Прилуцкий. Именно он одним из первых стал на страже христианской веры на Русском Севере, основав там свою обитель.

Сведений о его жизни до пострига мало. Известно лишь, что он родился в деревне Веслево близ Переславля-Залесского в семье зажиточных купцов Покропаевых, но не сохранилось ни имён его родителей, ни его собственного мирского имени. Святой был с детства гораздо более расположен к молитве и богомыслию, чем к торговым делам. В юности он принимает постриг в Переяславском Горицком монастыре, там же становится священником. В какой-то момент Димитрий основал новый монастырь во имя святителя Николая на болотистом месте в версте от Плещеева озера.Аскетические подвиги монаха не утаились от окружающих. Житие сохранило яркий эпизод: преподобный Димитрий был красив лицом и, избегая тщеславия, скрывал его под монашеской одеждой. Некая переяславская боярыня подглядела за ним в келье на молитве и увидела осиявший Димитрия таинственный небесный свет. За дерзость её поразило «расслабление», и Димитрий исцелил её по сле принесённого покаяния.

Видимо, именно в Переславле Димитрий познакомился с прп. Сергием Радонежским: в 1354 году в этом городе преподобный Сергий был поставлен во игумены основанного им Троицкого монастыря. Житие Димитрия сообщает, что он неоднократно встречался с ним. Их собеседование изображено и на одном из клейм (житийных сцен) иконы Димитрия Прилуцкого, написанной знаменитым Дионисием. Здесь запечатлен диалог двух столпов православия.

Молва о новом подвижнике разошлась по окрестностям и начала беспокоить Димитрия, который, как подлинный монах, избегал мирской славы. По этой причине он вместе со своим учеником Пахомием отправился на север, в Вологодскую землю. Монахи попытались основать новый монастырь у села Авнега. Селиться на новом неуютном месте было, как помним, не в новинку для Димитрия, но на этот раз препятствием стали не тяжёлые условия, а люди. Местные жители решили, что монастырь со временем заберёт их земли, и попросили пустынников удалиться.

Теперь путь Димитрия лежал в Вологду. Он вновь избирает место для монастыря у излучины (на Прилуце, отсюда и его прозвание) реки Вологды. На этот раз селяне оказались куда более благосклонны и даже, как говорит житие, пожертвовали монахам земельные угодья. Работа закипела. Был построен храм во имя Все милостивого Спаса (Происхождения Честных Древ Креста Господня, которое празднуется 1 (14) августа). Дары для новой обители прислал, в том числе, и великий князь московский Дмитрий Иванович, впоследствии прозванный Донским. Он уже давно знал игумена: ещё из Переяславля Димитрий приходил в Москву крестить одного из его сыновей. Оба монастыря, основанные преподобным, и переяславский, и вологодский, были общежительными, то есть имущество в них принадлежало братии совместно, и не было разделения монахов на бедных и богатых.

Жил Димитрий крайне аскетично даже для монаха: целыми неделями обходился без пищи, а по праздникам, вместо положенного «утешения» — вина и рыбы — вкушал просфору с тёплой водой. И зимой, и летом одеждой ему служил старый овчинный тулуп. В соборе было отгорожено особое место, где игумен, по-прежнему укрываясь от любопытных глаз, предавался усердной молитве.

Прилуцкий монастырь кормил нищих, принимал больных и странников, и Димитрий лично участвовал в делах милосердия. Бывало, он подавал милостыню тайно, чтобы не вызывать ропота братии. Преподобному было Господом многое открыто о людях. Однажды он отверг принесённое пожертвование, потребовав, чтобы благотворитель прежде напитал своих домашних. Но, пожалуй, самый яркий случай произошел весной 1389 года. Тогда в один из весенних дней преподобный трудился вместе со своей братией на монастырском дворе (работа вместе с подчинёнными указывает на духовный уровень преподобного и сближает его с преподобным Сергием Радонежским). Вдруг святой прослезился и произнёс: «Великий князь Димитрий уже не печётся с нами о суетном житии». С тех пор он стал молиться об упокоении души князя Димитрия Донского. Через несколько дней монахи узнали, что князь скончался именно тогда, когда их игумен сказал свои слова.

Свои же земные дни преподобный Димитрий окончил предположительно в 1392 году. Он был похоронен в монастырском соборе, где от его могилы происходило множество чудес. Святой не оставлял покровительством свой город, защищая его от врагов. Память его свято чтилась в Вологде. Сохранилось предание о доме мастера-кожевника, в котором Димитрий остановился по прибытии в город. На этом месте была воздвигнута церковь прп. Димитрия «на Наволоке». Именно в честь святого Димитрия получил своё мирское имя родившийся на Вологодчине свт. Игнатий (Брянчанинов). Сейчас в Прилуцком монастыре возродилась монашеская жизнь. Память святого празднуется 24 (11 ст.ст.) февраля.

Церковь во имя преподобного Димитрия есть и в Москве, на Большой Пироговской улице. Сегодня храм находится на территории МГМУ им. Сеченова, но имеет открытый проход для доступа посетителей.

Игумнов Д. А. (историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)

Опубликовано в Вестнике № 36. февраль 2018 года

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *