Православная Церковь Чешских земель и Словакии

Историческая справка

История Православной Церкви Чешских земель и Словакии неразрывно связана с деятельностью солунских братьев — святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, прибывших в IX веке в Моравию (за время существования государства Великой Моравии его территория включала не только современные Чехию и Словакию, но и территории Венгрии, частей Польши и Украины) с духовной миссией.

В 863 году начинается массовое крещение местного населения. Составляется славянская азбука. Но уже в 867 году братьев вызывают в Рим: западные богословы недовольны появлением новой азбуки и возможностью богослужения на новом языке, что уменьшает влияние немецкого духовенства. Надо заметить, что это время политических и религиозных конфликтов между средневековыми правителями, Западными Папами и Восточными Патриархами, хотя официально Церковь еще едина. По возращению в Рим Кирилл и Мефодий встречаются уже с Папой Римским — Андрианом, который разрешает и утверждает богослужение на славянском языке по глаголическому обряду. Спустя несколько лет Кирилл заболевает и умирает († 869) в Риме, а Мефодий с учениками в 870 году возвращается в Блатенское княжество (территория современной Венгрии), а потом и в Моравию.

Но политические конфликты вновь изменили расстановку сил, усилилось немецкое влияние, чье духовенство (латинского обряда) препятствовало распространению славянского языка в качестве языка богослужений и проповедей. В 872 году Мефодия на 3 года заключают в монастыре Райхенау. В ответ на это новый Папа Римский Иоанн VIII запрещает немецкому духовенству совершать литургию до освобождения Мефодия, но и богослужения на славянском языке он тоже не разрешает, благословляя новый язык только для совершения проповедей. В 874 году Мефодия восстанавливают в правах архиепископа. И хотя богослужения на славянском языке запрещены, Мефодий их продолжает совершать. В этом же году Мефодий крестит чешского князя Борживоя I и его супругу Людмилу, впоследствии прославленную в лике святых мучеников.

Организованный немецкими епископами в 879 году новый процесс против Мефодия не удается, Мефодий добивается оправдания в Риме и получает долгожданную папскую буллу, разрешающую богослужение на славянском языке. Потом Мефодий едет в Константинополь, а спустя три года вновь возвращается в Моравию. В 885 году Мефодий заболевает и в том же году умирает, успев назначить преемника из числа своих учеников.
Но после смерти святого Мефодия лагерю его противников удается добиться запрещения славянской письменности в Моравии, а паства переходит под латинский обряд. Православие в этот период сохраняется в Мукачевской епархии (нынешняя Закарпатская область Украины).
Для Мукачевской епархии всё меняется в XVII веке. 24 апреля 1646 года в Ужгороде принимается церковная уния, названная по месту Ужгородской. Результатом унии стало присоединение части православных священников Мукачевской епархии к Римскокатолической церкви на условиях Брестской унии 1596 года. Т. е. сохраняется византийский обряд богослужения, перешедшие священники должны иметь привилегии римско-католического клира, но выбранный униатами епископ утверждается Римом. Однако именно полного уравнения в правах с католическими священниками так и не произошло, несмотря на то, что считается, что для перешедших священников это было целью. Надо заметить, что перешедшими по унии были 63 священника, что в 10–12 раз меньше общего количества священников епархии на тот момент.
Сама же Чехия XVII века подвластна католической династии Габсбургов… Местная знать говорит на немецком… И только в конце XVIII века начнутся контакты участников чешского национального движения с Российской империей, однако, забегая вперед, надо заметить, что это коренным образом не изменит положения православия в Чехии, хотя существенные сдвиги произойдут.

Национальный подъем, чехи на Волыни и строительство православных храмов

В 1848 году в Праге проходил Славянский съезд, а приехавшие сербские священники совершили на Вацлавской площади, у памятника святому Вацлаву (святой князь Вячеслав), Божественную литургию. Место неслучайно — святой князь Вячеслав, мученически погибшей в X веке, является покровителем Чехии, как и его бабушка, святая мученица Людмила.

Национальный подъем в это время только набирает силы, интерес к России огромен, но возрождение православия идет медленными темпами, хотя случаи перехода в Православную Церковь, конечно, имеют место.
В 1867 году на Волыни была основана чешская земледельческая община. Из переселившихся туда за 30 лет около 30 тысяч чехов, 27 тысяч приняли православие. Это можно назвать самым массовым в XIX веке переходом чехов в православие, хотя эти православные чехи уже находились на территории Российской империи.

  В 1870 году 12 чехов, решив принять православие, приезжают в СанктПетербург. А уже в 1874 году в Праге, на Староместской площади, освящается русский православный храм — собор во имя святителя Николая. Важно отметить, что это не заново выстроенный храм, а монументальное барочное сооружение на одной из нескольких важнейших площадей города, ранее принадлежавшее ордену бенедиктинцев, а затем пустовавшее. Может показаться, что австрийское правительство благоприятствовало сближению русских и чехов, но это совсем не так. Наоборот, австрийское правительство не поддерживало и не одобряло идей панславизма и русофильство, поэтому случаи принятия католиками православия могли расследоваться полицией, особенно при массовом переходе в Православную Церковь. А вышеупомянутый пышный храм святого Николая, как и строившиеся в конце XIX — начале XX века православные храмы были рассчитаны на приезжавших на чешские курорты подданных Российской империи.

XX век

Перепись населения, проведенная в Австро-Венгерской империи в 1910 году, насчитывала в Чехии 1063 православных. Не очень много, но если вспомнить, что переход в православие мог рассматриваться полицией как неблагонадежность, то ценность этой тысячи верующих — высока. Через 4 года после этой переписи начнется Первая мировая война, которая кардинально изменит жизнь чешских граждан. Стоит напомнить, что в Первую мировую войну, чехи как подданные Австро-Венгрии воевали на восточном фронте против нас и наших союзников. Пленные чехи потом составили чехословацкие корпуса, которые уже на нашей стороне воевали против Австро-Венгрии и Германии.

Весь XX век стоит особняком в политической и религиозной жизни Чехии. Во-первых, после окончания Первой мировой войны и распада Австро-Венгерской империи Чехия стала независимой — в 1918 году на карте мира впервые появилось государство Чехословакия. Во-вторых, революции в России и последующие катаклизмы привели к миграциям православного населения. Многие эмигранты обосновались именно в Чехословакии, чье правительство поддерживало русских, многие наши соотечественники получали там даже пенсии. Именно в этот период в Праге появляется русское кладбище в составе большого Ольшанского кладбища (район Жижков, Прага). На этом кладбище в 1925 году был освящен православный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Этот маленький, но красивый храм, расписанный по эскизам Ивана Билибина, с 1945 года функционирует как приходской. Данная церковь и на сегодняшний день открыта ежедневно, но так как приход ее велик, а размеры — малы, то на праздники, когда храм не может вместить всех желающих, вся русская часть Ольшанского кладбища заполняется верующими, а часть богослужения происходит прямо на церковных ступенях, к которым сходятся все кладбищенские дорожки. Особенно торжественно это выглядит на Пасху, когда в праздник Воскресения Христова сотни верующих стоят во время службы на улице, держа в руках свечи, а у ног корзины с праздничной снедью и поют «Христос Воскресе»!
Но вернемся в 20-е годы XX века. Главный православный собор святителя Николая на Староместской площади к этому времени уже не принадлежал Православной Церкви. Еще во время Первой мировой войны он был забран австрийскими властями у Православной Церкви, а потом в 1920 году передан Чехословацкой гуситской церкви. Надо сразу оговориться, что данное церковное объединение, строго говоря, лишь названием связано с религиозным движением гуситов, возникшем в XV веке. Чехословацкая гуситская церковь «откололась» от Римско-католической церкви в результате внутренних противоречий в среде духовенства. Собор святителя Николая на Староместской площади и сейчас принадлежит Чехословацкой гуситской церкви. О России в нем напоминает лишь паникадило — большая люстра в форме короны, подаренная нашим царем Александром II.

Но было бы неверным сказать, что в этот период часть чешского католического духовенства не делало попыток сблизиться с Православной Церковью. Такие попытки были, например, в период образования Чехословацкой гуситской церкви часть «отколовшихся» католических священнослужителей искала пути к воссоединению с Православной Церковью. Но радикально настроенное духовенство, со своим видением местной национальной церкви, вышло победителем в этом противостоянии, образовав существующую Чехословацкую гуситскую церковь. А несогласная группа духовенства перешла в Православную Церковь.

В 20-х годах XX века создается Чешская православная епархия внутри Сербской Православной Церкви. Новообразованную епархию возглавил епископ Горазд (Павлик). С именем этого эпископа связан подъем православия в Чехии: возобновление православной жизни, строительство церквей, перевод церковной литературы на чешский язык.

Во время Второй мировой войны Чехословакия была оккупирована фашистами, став Протекторатом Богемии и Моравии. В этом положении Епископ Горазд просит митрополита Берлинского Серафима (Ляде), находившегося в юрисдикции РПЦЗ, принять Чешскую православную епархию под свою защиту. Просьба была удовлетворена. Однако это не помогло впоследствии Православной Церкви в Чехии. Вообще, позиция митрополита Серафима, поддерживающего немецкое фашистское правительство, еще ждет своего исследователя. Заместитель рейхпротектора Богемии и Моравии Рейнхард Гейдрих, известный своими репрессиями, становится мишенью покушения чехословацкого правительства в изгнании. Агентыпарашютисты, совершившие удачное покушение на Гейдриха в 1942 году, укрылись в крипте православного собора святых Кирилла и Мефодия на Рессловой улице в Праге.

Укрывавшее их духовенство и староста, конечно, понимали всю степень опасности, но не выдали их оккупационным властям. Но, когда нацисты всё-таки узнали, где скрываются парашютисты, весь клир вместе с епископом Гораздом фашисты расстреляли, Православную церковь в рейхпротекторате Богемии и Моравии запретили, а всё ее имущество конфисковали. Об этой трагической странице истории Чешской Православной Церкви и сейчас напоминает памятная доска на стене собора и Музей памяти героев Сопротивления, находящейся в крипте. После падения фашистского режима Православная Церковь в Чехословакии была восстановлена, а епископ Горазд прославлен в 1961 году в лике новомучеников сначала Сербской Православной Церковью, а в 1987 году и Чехословацкой Церковью. День памяти епископа Горазда — 22 августа по старому стилю, 4 сентября по новому стилю. Сейчас собор святых Кирилла и Мефодия в Праге является главным собором Православной Церкви Чешских земель и Словакии. В 1948 году с согласия Сербской Православной Церкви Чешская Церковь переходит в ведение Московского Патриархата, а в 1951 году Русская Православная Церковь дарует Православной Церкви Чехии и Словакии автокефалию. Впоследствии Константинопольский патриархат не признал эту автокефалию, считая, что дать ее мог только он. На данный момент этот конфликт улажен, но Константинопольский и Московские патриархаты ведут отсчеты автокефалии Чешской Церкви от разных дат.
Такова непростая история Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

Государство и Церковь сегодня

Надо сказать, что политические и духовные перипетии отложили свой отпечаток на религиозное восприятие чехов, согласно переписи населения 2011 года почти 35% граждан Чехии не относят себя к какой-либо религии вообще. Число католиков немногим более 10%, протестантов — менее 1%. Если проследить динамику последних десятилетий, то можно увидеть большой религиозный спад. При этом, к счастью, отношение неверующих к верующим спокойное, никаких межрелигиозных конфликтов в Чехии нет.

По переписи 2011 года в Чехии было 20 553 православных. Несмотря на то, что с 1993 года Чехия и Словакия — два разных государства, Церковь у них общая. Соответственно каноническая территория Православной Церкви Чешских земель и Словакии — Чешская и Словацкая Республики. Титул Предстоятеля — Блаженнейший Архиепископ Прешовский, Митрополит Чешских земель и Словакии. Предстоятелем с 2014 года является митрополит Ростислав.

Православная Церковь Чешских земель и Словакии состоит из 4 епархий: Пражской и Оломоуцко-Брненской на территории Чехии и Прешовской и Михаловской — на территории Словакии.
В Пражской епархии действует 39 храмов, 10 часовен и 1 мужской монастырь (преподобного Прокопия Сазавского в Мосте). В Оломоуцко-Брненской епархии — 23 храма, 9 часовен и 2 монастыря (мужской — святого Горазда в Грубе Вербке, женский — Успения Пресвятой Богородицы в Вилемове у Литовле). Некоторые храмы и часовни Православная Церковь Чешских земель и Словакии делит с католическими и гуситскими храмами.

На территории Словакии действует больше храмов, но многие общины, увы, не имеют своих приходов, поэтому совершают богослужения на переносных престолах. В Прешовской епархии открыты 100 храмов, 3 часовни и 1 мужской монастырь (Положения ризы Пресвятой Богородицы). В Михаловской епархия — 25 храмов.

Медведева-Якубицкая М. В. 

Опубликовано в Журнал Бронная слобода №39. май 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *