Соборы святых

  Собор святых — праздник, посвященный какому-либо одному великому святому, а так же тем святым, которые имели самое важное отношение к спасению человеческого рода и памяти дел, явленных человечеству данным святым или святыми, взятых в определенной совокупности — по месту подвига, монастыря, гонения, а также святых, объединенных исторически общим подвигом.

Начало празднованию Соборов святых было положено в первых веках христианства. Так, например, Лаодикийский собор, состоявшийся в IV веке, одним из своих правил установил память Собора архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Однако этот Собор, по своему названию, призывает к прославлению вообще всех бесплотных сил. Упоминание о Соборе 12 апостолов, память которых Церковь совершает 13 июля (30 июня), встречается так же с IV века. В частности, примером тому может служить построенная в Константинополе св. равноап. императором Константином церковь Святых Апостолов. И именно память всех 12 апостолов стала основой для последующего становления и развития памяти соборов святых.
Соборы святых условно можно разделить на 2 группы. К первой группе можно отнести Собор Пресвятой Богородицы, память которого совершается 8 января (26 декабря), на следующий день после Рождества Христова, Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, совершаемый 20 (7) января, после праздника Богоявления Господня, и Собор Архангела Гавриила, которому установлены 2 соборные памяти — 8 апреля (26 марта), следующий день после Благовещения Пресвятой Богородицы, и 26 (13) июля.

Ко второй группе можно отнести Соборы святых, имеющих определенную общность (территориальную, административную, лик святых, по роду деятельности и т. п.), как, например, собор VI Вселенских соборов или Собор Московских святых. Празднования памяти Вселенских соборов можно определить как память святых отцов, собравшихся со всех концов мира и при содействии Святаго Духа установивших на все времена догматы Церкви, Ее устройство и Ее бытие в мире.

Так, например, память Собора трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста — являет равночестность перед Богом этих святителей Церкви и устанавливает их авторитет в деле формирования догматики, организации и богослужения. Почитание Соборов святых — это форма почитания групп святых, объединенных по определенному признаку. К таковым признакам можно отнести:

  1. Место подвига в монастыре. Например, Собор преподобных отцов Киево- Печерских, в дальних пещерах почивающих;
  2. Место мучения, примером которого является Бутовский полигон, на котором расстреливали людей со всей России;
  3. По территориальному признаку – Собор Ростово-Ярославских святых, объединяющий святых, подвизавшихся в пределах Ростово–Ярославской епархии.

Главным праздником Всех святых Церкви является первая неделя (т. е. Воскресение) после праздника Святой Троицы. Такая последовательность праздников (Троицы и дня Всех святых) являет их логическую связь: святые просияли в разное время, различными подвигами и в разных странах, но их подвиги были бы невозможны в полной мере, без излившегося в мир в День Пятидесятницы Святаго Духа. На вечерне праздника Всех святых читаются три ветхозаветные паремии, указывающие на славу святых. В песнопениях утрени святые именуются «непрелестными светилами» (3 песнь канона), «божественным облаком» (там же, 6 песнь), «начатками естества» (кондак праздника), кровью мучеников Церковь украшается «багряницею и виссом» (тропарь праздника).

  Также Церковью установлено отдельное празднование Собора всех святых, в земле Русской просиявших. Оно совершается во вторую неделю по Пятидесятнице и через неделю после Собора всех святых. Идея соборного почитания всех русских святых появилась в середине XVI века, после прославления сонма святых на московских соборах 1547 и 1549 годов. Тогда же была составлена и первая служба в честь «новых русских чудотворцев». Однако сам праздник не прижился, и служба распространялась лишь в рукописях. В середине XVII века были написаны службы «всем святым, в Малой Руси просиявшим» и «всем святым, иже в Велицей Руси просиявшим». Но и эти праздники не получили широкого распространения.

Современное празднование Всех Святых, в земле Российской просиявших, было установлено решением Поместного Собора Русской Церкви 1917–1918 годов. Своим решением Собор восстановил прежнюю память и закрепил за Собором святых первое воскресение Петрова поста, а чинопоследование богослужения поместить в конец Цветной триоди. Дополнение и исправление службы было возложено, в частности, на будущего исповедника, а тогда иеромонаха, Афанасия (Сахарова). Святитель Афанасий в продолжении почти всей своей жизни занимался редактированием службы и полностью она была издана лишь в конце XX века.

Иконография любого праздника Собора святых имеет весьма сложную композицию и отличается от обычного образа большим количеством фигур, поскольку включает в себя множество изображений угодников Божиих и нередко даже некоторые события из их жизни. Такую же сложную композицию имеет икона Собора всех святых, в земле Российской просиявших. Если сама идея иконы и ее композиционная составляющая принадлежали также святителю Афанасию (Сахарову), то иконописный труд взяла на себя монахиня Иулиания (Соколова), являющаяся одним из самых известных русских иконописцев XX века.

Центром образа является белый храм, в центре которого изображается икона Пресвятой Троицы Андрея Рублева. Церковь окружена большим количеством святых, в числе которых видны иноки, святители, юродивые и простые миряне, а также дети. По идее святителя Афанасия, композиция иконы является круговой, указывая на то, что вся Русская земля освящена христианской верой. В нижней части образа пишутся киевские святые, подвизавшиеся в пещерах Успенской Киево-Печерской лавры. Это напоминает молящимся о том, что свет Христовой веры просиял сначала в Киевской Руси. Кроме того, в композицию включены три иконы Пресвятой Богородицы, имевшие особое значение в русской истории: икона «Знамение», Казанский и Владимирский образы.

Святые земли Российской просияли не только на Руси, их слава и почитание расстилаются далеко за пределы нашей страны. В ряде Православных Поместных Церквах существуют также памятные даты как отдельным русским святым, так и посвященные целому сонму наших святых. К таким праздникам можно отнести Собор всех святых русских государей. Этот праздник происходит из русского афонского монастыря в честь св. вмч. Пантелеимона и празднуется 28 (15) июля. В число святых правителей было включено 160 представителей двух династий, правивших на Руси — Рюриковичей и Романовых. У этого праздника есть и своя иконография. На иконах Собора святых чаще всего святые изображаются в двух вариантах: или в молитвенной позе и ликами обращены в центр иконы, или рядами и своими ликами обращены в сторону молящихся. Однако этот праздник чествуется исключительно на Афоне и не включен в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Диакон Валерий (Соснин)

Опубликовано в Журнале Бронная слобода №40. июнь 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *