Благоверные князь Петр и княгиня Феврония: любовь, которая сломала стереотипы

8 июля – день памяти святых

Среди множества святых Русской Церкви есть подвижники, о которых сохранилось совсем мало сведений, но, тем не менее, эти святые стали образцами в подвижнической жизни для будущих поколений христиан. Среди них есть святые благоверные князь Петр и его супруга княгиня Феврония Муромские. Все сведения о них происходят из «Повести о Петре и Февронии Муромских». Это произведение, написанное в середине XVI века иноком Ермолаем Прегрешным, считается одной из вершин литературы того времени. Однако оно не вошло в официальный «канон» житий святых из-за чрезмерной легендарности повествования, но прочно закрепилось в качестве домашней, назидательной литературы. Некоторые исследователи отожествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским  князем Давыдом Юрьевичем и его супругой Ефросинией. Они правили муромским княжеством в первой четверти XIII века.Легендарные князья

Согласно «Повести», Петр за несколько лет до княжения убил змея, но испачкался его кровью и заболел проказой, от которой его никто не мог исцелить. Во сне князю было открыто, что исцеление он может получить от дочери бортника, проживавшей в деревне Ласково Рязанской земли. В качестве платы за лечение, Феврония пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, на что князь дал утвердительный ответ. Но из-за простого происхождения Февронии, князь не сдержал своего слова. Девушка, предвидя такой исход, намеренно оставила на теле князя один ступ, из-за чего болезнь возобновилась. Князь вновь был исцелен и на этот раз, сдержав обещание, женился на Февронии.

После смерти своего брата Павла, Петр наследовал Муромское княжество. Однако бояре не захотели иметь своей княгиней простолюдинку и поставили князю условие — отпустить Февронию или покинуть Муром. Князь выбрал изгнание и вместе с супругой покинул город.

В отсутствии князя в городе начались смуты, все желали занять княжеский престол, начались убийства. К изгнанным правителям была послана делегация с просьбой о прощении и возвращении в город. Князь и княгиня вернулись. Впоследствии Феврония смогла завоевать уважение среди горожан своей добродетельной жизнью.

На склоне лет Петр и Феврония приняли в разных монастырях монашеский постриг и молили Бога о смерти в один день, что и случилось, согласно летописям, на светлой седмице 1228 года. В своих завещаниях они повелели похоронить их в одном гробу, заранее приготовленному, с тонкой перегородкой. Сочтя совместное погребение несовместимым с монашеский званием, их положили в разных гробах, но на следующий день их тела оказались вместе, в одном гробе. Погребение состоялось в соборной церкви Мурома, построенной Иваном Грозным в 1553 году. В 1921 году святые мощи были выставлены в местном музее, а в 1992 году они был возвращены Церкви. Ныне мощи благоверной четы находятся в Свято-Троицком монастыре. По воскресным дням у открытой раки с мощами Петра и Февронии совершается водосвятный молебен с чтением акафиста.

Образец супружеской жизни

Для Русской Церкви святые Петр и Феврония Муромские имеют большое значение в первую очередь как символ особого духовного пути, на котором постижение Бога неразрывно связано с отношениями двух людей. Мужчина и женщина созданы друг для друга, их соединение — само по себе воплощает Божественный замысел. Но это соединение невозможно, если человек не видит в другом человеке неповторимую личность, созданную по образу Божию.

Князь Петр мог отнестись к своей супруге как к вещи, а не как к человеку. Более того, в их положении подобный поворот был бы логичен и не встретил бы осуждения общества. Ведь их отношения строились за четыреста лет до «Домостроя», во времена, когда его нормы показались бы ультра-либерализмом. Мужчина по факту был властителем женщины. И уж тем более властителем своей жены-крестьянки являлся влиятельный и могущественный аристократ — потомок древнего рода.

В повести есть короткие эпизоды, которые говорят о том, что князю Петру было непросто сломать эти стереотипы даже внутри себя. Он с трудом преодолел высокомерие в отношении жены, не знавшей этикета тогдашней элиты. Однако он знает, зачем идет на это. Ведь для своей супруги он не князь, не представитель какого-то социального слоя или класса. Для Февронии Петр, в первую очередь, человек.

Широко распространено представление, что настоящий христианин должен исключительно страдать в земной жизни, дабы накопить «духовный капитал» для жизни будущей. Однако история русских святых Петра и Февронии опровергает этот посыл.

Жизнь во Христе становится для них настоящим счастьем, которое они находят в любви друг к другу. Навеки соединяясь на земле, они обретают Вечность.

Диакон Валерий (Соснин)

Опубликовано в Журнале Бронная слобода №41-42. июль-август 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *