Царственная инокиня: прп. София Суздальская

14 августа – день памяти святой

В 1506 году тогдашний правитель Руси, Великий князь Московский Василий III, женился на юной боярыне Соломонии Сабуровой. Два десятилетия продлилось супружество, но детей у них, увы, так и не появилось. Ситуация эта не могла оставаться только их личным переживанием — здесь был вопрос о престолонаследии. Не далеко ушли в прошлое времена, когда власть с великокняжеским титулом могла передаваться не сыну, а младшему брату почившего. За столетие до описываемых событий споры об этом ввергли Московскую землю в жестокую войну, продолжавшуюся 25 лет. Нежелание отдавать престол братьям привело к тому, что царь даже запрещал вступать в браки своим родственникам — так он страшился упустить престол из своих рук.

Одна история — две версии

Далее, в середине 1520-х годов, произошла неясная история. Существует версия, что имел место невиданный скандал: ради нового брака и рождения наследника Василий развелся с женой и насильно заставил ее принять монашеский постриг. Австрийский дипломат барон Сигизмунд Герберштейн, бывший тогда в России, передал в своих «Запиках о московитских делах» мрачный рассказ. По его словам, князь заточил жену в «некий монастырь в Суздальской земле». Поданный митрополитом монашеский куколь она бросила на землю и растоптала, не желая принимать постриг, после чего «Иван Шигола, один из первых советников… ударил ее бичом». Более того, после насильственного пострига выяснилось, что «Саломея беременна и даже скоро разрешится». Когда же ребенок родился, она заявляла, что он «отомстит за обиду матери».
Менее красочно, но передавая всё тот же пассаж о насильственном постриге, сообщают и некоторые русские летописи. О существовании запрета на развод от вселенских патриархов в свое время указывали ряд дореволюционных и советских историков. Кроме того, есть все основания утверждать, что именно протест против развода и насильного пострига царицы окончательно предрешили судьбы сторонников царицы, среди которых были св. Максим Грек, «князь-инок» Вассиан Патрикеев, митрополит Московский Варлаам, князь Семен Курбский и др.

Согласно другой истории, изложенной в других летописных сводах, постриг княгини совершился «по совету ея», то есть по ее желанию. Некоторые источники утверждают, что Соломония даже «умоляла» мужа и митрополита Даниила разрешить ей постриг и «с радостью» отошла в обитель.

С одной стороны, первая версия заслуживает меньшего доверия, ведь барон Герберштейн опирался на слухи, как он сам и признает. Известно, что он не знал русского языка, а общаться с русскими ему позволял один из южнославянских языков. В таком положении он, конечно, не мог тщательно проверить попавшие к нему сведения. В его рассказе есть и ошибки: так, Соломонию он именует Саломеей, а это имя, по преданию, принадлежало дочери евангельской Иродиады, вместе с ней погубившей Иоанна Крестителя. Фантастическим выглядит и образ Ивана Шиголы, зачем-то взявшим с собой бич на постриг Соломонии… Похожий рассказ содержится и у Андрея Курбского, произведение которого также содержит фактические ошибки. К тому же его автор ненавидел Ивана Грозного, бывшего как раз плодом второго брака Василия III. Однако версия о добровольном постриге находится лишь в Софийской 2-й летописи, Воскресенской и Никоновской, которые, как можно заключить, восходят к одному источнику. Они составлялись под чутким присмотром самого царя, не могли позволить себе даже заикнуться о подобной несправедливости. К тому же Иван Грозный, как следствие этой несправедливости, в свое время охотно и кропотливо следил за летописным изложением и переписью. Кроме того, как уже было упомянуто, Новгородская 4-я летопись по списку Дубровского, Вологодско-Пермская летопись, наиболее подробно рассказывающая о месте и времени пострига и ссылке, и Псковская 3-я по Строевскому списку содержат повествование о насильном постриге. Кроме того, новоиспеченный митрополит Даниил, запятнавший себя в ряде политических интриг, вряд ли мог пользоваться доверием и уважением царицы. Косвенными свидетельствами нежелания царицы уходить в монастырь являются также архивные документы: опись царского архива в списке 70-х гг. XVI века, содержащая перечень дел по розыску о «неплодии» великой княгини Соломонии и показания по данному делу брата Соломонии И. Ю. Сабурова[1]. Эти материалы, собранные весьма некрасиво и позорно для царицы и призванные оправдать развод, были бы не нужны, если бы Соломония сама просила развода.

Что касается среды московской аристократии, то тут были как сторонники, так и противники второго брака. Но, как бы не рассматривать этот непростой вопрос, было ли пострижение насильным или добровольным, все упреки адресовались всегда лишь князю Василию. За Соломонией вины здесь не было. Ее поступок можно рассматривать или как подвиг самопожертвования или как великое смирение и упование на Господа. Приняв постриг, Соломония получила монашеское имя Софии и жила в Покровском Суздальском монастыре. А что же ребенок, который, по сообщению Герберштейна, родился у Соломонии уже после пострига?

В историческом мире нет единого мнения насчет реальности этой истории. Два противоположных лагеря приводят свои «за» и «против» существования еще одного царского сына[2]. Конечно, мало вероятна возможность зачатия после двадцатилетнего бездетного брака. Однако, доводы, приводимые сторонниками, также весьма интересны (постройка обетной церкви в честь св. Георгия Победоносца, вкладная книга ростовского Борисоглебского монастыря, в которой есть запись о служении «по князе Юрье Васильевиче память априля в 22 день панахида пети»[3].

  В 1934 году директор Суздальского музея А. Д. Варганов находился при вскрытии гробниц в склепе Покровского собора для последующей фиксации. Неподалеку от гробницы Соломонии нашли анонимную белокаменную плиту, вскрыв которую, обнаружили внутри небольшую погребальную колоду. Захоронение оказалось ложным, как указывали в протоке внутри «оказались остатки детской рубашки и истлевшее тряпье без каких-либо следов костяка». По неведомым причинам Варганов отдал находку в отдел реставрации тканей Государственного Исторического музея в Москве лишь спустя   десять лет. В сопроводительных документах значилось о поступлении следующих предметов: «небольшой спуток обрывков шелковой, темнокоричневого цвета ткани, связанных между собой почерневшей металлической плетеной тесьмой; нагрудные украшения из металлического шнурочка, рядами нашитого на шелковую ткань с разрезом посредине; обрывок металлической тесьмы-плетенки с пришитым к нему сбоку меньшим концом такой же плетенки, оборванным книзу; наподолъное украшение из металлического шнурка, рядами нашитого на шелковую ткань с двумя оборванными концами плетенки внизу; плетеный поясок из некрученого шелка красноватого цвета и металлических нитей с обрывками кисточек на концах»[4]. И вот, в результате кропотливой работы реставратором Е. С. Видоновой была восстановлена рубашка мальчика 3–5 лет. По материалу и технике шитья специалисты вычислили, что она принадлежала представителю высшего общества и датируется примерно первой половиной XVI века. И всё же в этом деле много неточностей, так как раскопки велись без соблюдения всех правил для подобных работ, не были исследованы, поэтому делать какие-либо выводы о том, кому она принадлежала и как туда попала, не стоит. Сегодня посмотреть на восстановленную рубашку с пояском может каждый желающий, они являются частью экспозиции Суздальского музея-заповедника. Стоит также отметь существование и противоположных точек зрения — исследование историка Д. М. Володихина об Иване Грозном, в котором автор заключает, что при раскопках в 1996 году в Покровском монастыре было установлено, что в указанном месте нет и не могло быть гробницы, что там сплошной каменный фундамент; рубашку же он считает реконструированной из клубка металлических шнурков.

Так или иначе, но все эти вопросы больше касаются царя Василия III и его ответственности за все последующие события. Сама же Соломония получила высшую награду, которая выше всяких царских венцов — святость и вечное предстояние перед Божественным престолом. Еще в мирской жизни Соломония вышивала вещи для церквей. Известны работы ее руки: пелена «Явление Божией Матери преподобному Сергию», «Преподобный Кирилл Белозерский с житием», «Преподобный Пафнутий Боровский» и другие. София скончалась в 1542 году, неоднократно при ее гробе совершались чудеса. Почитание преподобной Софии началось в XVI веке, известна ее икона, написанная в XVII веке. В 2007 году София была прославлена общецерковно. Ее память совершается 14 августа (по н. ст.), в день обретения мощей, и в день кончины, 29 декабря (по н. ст.).

Игумнов Д. А. (историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)

[1] Описи Царского архива XVI века и архива Посольского приказа 1614 года. Под ред. С. О. Шмидта. М., 1960.

[2] Я. С. Лурье. Возрождение домыслов о сыне Соломонии Сабуровой и опричнине.

[3] Цветков С. Иван Грозный.

[4] Токмаков И. Ф. Историческое и археологическое описание Покровского девичьего монастыря в городе Суздале.

Опубликовано в Журнале Бронная слобода №41-42. июль-август 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *