Изограф Святой Троицы: прп. Андрей Рублёв

17 июля – день памяти святого

Трудно не согласиться, что написанная Андреем Рублёвым икона Святой Троицы — символ не только русской, но и мировой христианской культуры. Но вот сведений о жизни ее автора мы имеем совсем немного. Точная дата его рождения неизвестна, предполагают, что это 1360 или ближайшие к нему годы. Не ясно и происхождение родового прозвания, по сути фамилии, которую в то время имели лишь образованные люди из высших слоев общества. Возможно, «Рублёв» происходит от названия инструмента для выделки кожи и, соответственно, иконописец вышел из ремесленнической семьи. Но это лишь предположения.

Первое летописное сообщение об Андрее относится к 1405 году. Тогда расписывали Благовещенский собор в Московском кремле, где и трудился на тот момент уже монах Андрей Рублёв вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца. Через три года летопись сообщает о росписи Успенского собора во Владимире под руководством Рублёва и инока Даниила — впоследствии он будет известен как Даниил Чёрный. Но даже краткие известия говорят нам об уровне мастерства монаха Андрея, поскольку по именам летопись называла лишь самых значимых иконописцев. Остальные назывались просто «инии».
Вероятно и то, что ранее Андрей мог обучаться в Византии. На фресках Владимирского Успенского собора в изображении воскрешения мертвых из земли и моря отлично прорисован морской корабль с парусами и флагом на корме. Быть может, Андрей видел такие корабли в греческих морях, а может, перенял знание о них у Феофана Грека.

По преданию, Рублёв был в послушании у прп. Никона Радонежского, ученика прп. Сергия, второго игумена Троицкого монастыря. Жития Никона и Сергия именуют иконописца «преизрядным», превосходящим всех в мудрости. В 1408 году монастырь пережил страшное разорение от татарских войск хана Едигея. Монахам удалось лишь спасти книги и священные сосуды. Никон, восстанавливая монастырь, заложил в 1422 году каменный Свято-Троицкий собор (при этом были обретены мощи прп. Сергия). На украшении этого собора работали Рублёв и Даниил. Именно тогда и была создана знаменитая «Троица».

«Троица» Рублёва

На этой иконе изображен библейский сюжет из книги Бытия, повествующий о том, как праотец Авраам принял в своем доме трех странников-ангелов. Они символизировали собой три ипостаси Единого Бога — Отца, Сына и Святого Духа. Композиция иконы лаконична — лишь три ангела, стол с чашей, в которой лежит голова заколотого тельца, на заднем плане — дом, гора и дуб. Но, создавая икону, Рублёв заложил в нее гораздо более глубокий смысл, нежели изображение одного из событий священной истории. Голова тельца — символ жертвы, она находится прямо перед центральным ангелом. Этот ангел являет собой Второе Лицо Святой Троицы — Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву за грехи людей. Два других ангела — Бог-Отец и Святой Дух — своими фигурами также образуют чашу, в которой находится Христос. Ангелы не вкушают пищу, но беседуют. Бог-Отец указывает рукой на чашу, Христос со смирением принимает Его волю. Наконец, стол, за которым сидят ангелы — не что иное, как гроб Христа. Таким образом, Рублёв не только изобразил конкретный библейский эпизод, но раскрыл в красках откровение о предвечном совете Святой Троицы, падении и искуплении человека через добровольную жертву Христа.

«Троица» стала одной из последних работ Рублёва. Он скончался в Андрониковом монастыре в Москве, где он расписывал Спасский собор. Датой смерти в различных публикациях называют то 1428, то 1430 годы. Эти даты восходят к копии, которую историк Миллер снял в XVIII веке с надгробной плиты Рублёва. Сама плита до нашего времени не дошла.

Шли века, но память о великом иконописце жила в Русской Церкви. В XV веке прп. Иосиф Волоцкий в своем «Духовном завещании» передает со слов старца Спиридона, бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря, рассказ об Андрее и Данииле, преданных постническому иноческому житию и возносящих ум к невещественному Божественному свету. В праздники, когда не подобало трудиться, они созерцали святые иконы и исполнялись божественной радости. Когда Даниил умирал, он узрел в видении скончавшегося прежде него Андрея в небесной славе, призывающего своего товарища в вечное блаженство. Важно отметить, что Стоглавый собор 1551 года повелел писать иконы Святой Троицы так, как «греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублёв». Однако спустя века наследие Рублёва было «замазано» и закрыто окладами, что на долгое время определило забвение и непонимание искусства Древней Руси, нашего сокровища.

«Пробуждение»

Пробуждение интереса к наследию Рублёва и вообще древнерусской иконописи произошло в начале XX века. Древние иконы вынимали из закрывавших их окладов, расчищали поздние красочные слои. Их исследование и сохранение продолжалось несмотря и на то, что в 1917 году к власти в России пришли боровшиеся с религией большевики. В 1918 году в Звенигороде были обнаружены три прекрасные иконы — Спаса Вседержителя, Михаила Архангела и Апостола Павла, получившие название «Звенигородского чина». По мнению большинства исследователей, эти иконы также принадлежат кисти Рублёва.

В советское время исследования древнерусской истории и искусства оставались уникальной темой, в рамках которой можно было вполне официально говорить о православии. Было признано и наследие Рублёва. В 1947 году вышло постановление о создании в бывшем Спасо-Андрониковом монастыре историко-архитектурного заповедника его имени, но сам он был открыт только в 1960 году, когда праздновалось 600-летие предполагаемой даты рождения иконописца. В 1981 году книга о Рублёве авторства В. Сергеева выходит в издательстве «Молодая Гвардия», в известной серии «Жизнь замечательных людей». Как вспоминал редактор Ю. М. Лощиц, «выход в свет сергеевского “Рублёва” становился для издательства событием рубежным… Вот, наконец, книга о художнике-христианине, в которой подлинный смысл его великих образов обозначен открыто, твердо… без эстетической сосредоточенности на одних лишь “совершенных пропорциях”».

Есть свидетельства, что еще в XVI веке Андрей Рублёв и Даниил Чёрный почитались как преподобные. В 1979 году Рублёв был официально прославлен в сонме Радонежских святых, а в 1988 году — общецерковно. Память его празднуется 17 (4 ст. ст.) июля, 19 (6) июля — в Соборе Радонежских святых и в воскресенье перед 8 сентября (26 августа) — в Соборе Московских святых. Память Даниила Чёрного — вместе с прп. Андроником Московским  26 (13) июня, и также в Соборе Радонежских святых.

Игумнов Д. А. (историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)

Опубликовано в Журнале Бронная слобода №41-42. июль-август 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *