Слово из святого сердца: дневники св. Иоанна Кронштадтского

 

 

 

 

 

В XIX веке Кронштадт — город-порт на острове Котлин рядом с Петербургом — вдруг стал известен на всю Россию. Туда летели письма и телеграммы, в него устремлялся поток паломников. Причиной такого необычного явления стал одинединственный житель Кронштадта — священник Андреевского собора Иоанн Ильич Сергиев, более известный как святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Слава отца Иоанна была всероссийской. Ее поддерживали и рассказы о совершившихся по его молитвам чудесах, и милостыня, которую он щедро оказывал нуждающимся, используя идущие ему в руки от жертвователей огромные средства. Но не менее замечательно и литературное наследие святого. Отец Иоанн всё время своего пастырского служения делал записи, касающиеся как событий его жизни, так и духовных переживаний. Чаще всего в различных современных изданиях-сборниках можно встретить как раз последние, а самый известный из них — «Моя жизнь во Христе». По форме записи отца Иоанна — короткие отрывки, которые можно читать и по отдельности, и выборочно, и подряд. Это делает их особо интересными для настоящего времени, когда люди находят всё меньше времени и сил для чтения больших книг.

Отец Иоанн писал обо всём том, что важно для каждого человека и о чем говорит религия: о Боге, спасении, грехе, молитве, жизни в Церкви. Его мышление богоцентрично, он видел промысел Бога во всём и писал, например, так: «чья мудрость проявилась в устройстве твоего тела, постоянно поддерживает его в бытии? Кто предписал законы твоей мысли, и она доселе следует им у всех людей? Кто начертал на сердцах всех людей закон совести, и она доселе у всех людей добро награждает, а зло наказывает? Боже Всемогущий, Премудрый и Преблагий! Рука Твоя постоянно на мне грешном, и нет мгновения, когда бы благость Твоя покидала меня».


 

Они показывают, что святой — не изначально совершенный человек, с рождения избавленный от порока, но он так же, как и мы, принадлежит к падшей человеческой природе. Но стяжание благодати от Бога позволило святому преодолеть грех, и, значит, он может помочь в этом и нам.

 


Читая записи отца Иоанна, мы видим живого человека, идущего путем земной жизни и борющегося с грехом. Отпадения от Бога через грех и возвращение к Нему — в молитве и покаянии — упоминаются в записях постоянно, и видно, что автор реально переживал их. «Говорю с опыта», пишет отец Иоанн, «усердная, слезная молитва не только грехи очищает, но и телесные немощи и болезни исцеляет, и всё существо человека обновляет и, так сказать, перерождает». Постоянно переживая в себе самом действие греха и покаяния, воздействие Бога и дьявола, святой старался передать этот опыт читателям. Еще одна черта текстов отца Иоанна — указание на важность и значение церковного богослужения, особенно — Святого Причастия для христианской жизни. Во времена кронштадтского пастыря было распространено мнение, что достаточно причащаться раз в год, он же выступал за частое приступление к Святым Тайнам. Сохранились его слова: «Некоторые личности говорят, что будто бы грешно мирянам причащаться часто, что молодым людям будто бы только нужно причащаться раз в год, а только старым — во все посты, что часто причащающиеся с ума сойдут. Какая нелепость! Какое богохульство, кощунство! Неужели весь год коснеть в грехах и только раз очищаться покаянием и причастием?» Но, разумеется, причащение должно быть сопряжено с покаянием, поскольку «сатана входит часто после недостойного причащения Св. Таин» и «как после недостойного причащения, так и после недостойной, холодной молитвы, бывает одинаково худо на душе».

Отец Иоанн с большой любовью и вниманием относился не только к Литургии, но и ко всем церковным богослужениям. Ведь «голос церковных чтений, песней, молитв и молений — это голос душ наших, излившийся от сознания и чувства наших духовных нужд и потребностей; это голос всего человечества, сознающего и чувствующего свою бедность, свою греховность, нужду в Спасителе» и «богослужением своим Православная Церковь воспитывает нас в граждан небесных».

Видимо, главная ценность записей отца Иоанна как раз в том, что они позволяют нам хоть в какой-то степени прикоснуться к духовному опыту святого, к тайне его внутренней жизни. Они показывают, что святой — не изначально совершенный человек, с рождения избавленный от порока, но он так же, как и мы, принадлежит к падшей человеческой природе. Но стяжание благодати от Бога позволило святому преодолеть грех, и, значит, он может помочь в этом и нам.

В наступившем году исполняется 110 лет со дня кончины праведного Иоанна Кронштадтского, последовавшей 2 января 1909 года (20 декабря 1908 г. по старому стилю). В этот день Церковью и празднуется память святого.

Игумнов Д.А. (историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *