Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: три луча единого Солнца

12 февраля — день памяти святых

В феврале Православная Церковь будет чтить вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Святая Церковь будет вспоминать своих верных сынов не порознь, а вместе. Как мать, родившая тройню и не разъединяющая своих младенцев, так и Церковь в этот день призовет всех воздать молитвы трем ее сынам, а мы пропоем: 

«О пресве́тлии свети́льницы Це́ркве Христо́вы, Васи́лие, Григо́рие и Иоа́нне, све́том правосла́вных догма́тов вся концы́ земли́ озари́вши и мече́м сло́ва Бо́жия ху́льных смуще́ния и шата́ния ересе́й угаси́вшия»!

Василий Великий, названный «славой и красотой Церкви», «светилом и оком вселенной», «учителем догматов», «палатой учености», Григорий Богослов, именуемый «горлицей пустыннолюбной», созерцателем, молитвенником, взгляд которого обращён на небеса и чьи труды Церковь называет «пастырской свирелью» и, наконец, Иоанн Златоуст, проповедник и оратор, равному которому не было и не будет скорее всего – все трое стоят бок о бок у истоков нашей Церкви. Они, такие разные по характеру и своему положению в обществе и в церковных кругах, стоят между тем нераздельно в нашем сознании. Полнота учения, богослужебной традиции и церковного устроения – общий плод их жизни. Они были посланы Господом все вместе в сложный для Церкви момент, когда нужен был талантливый организатор и устроитель каким был Василий Великий, великий молитвенник и созерцатель небесных тайн, как Григорий Богослов, и, конечно, пламенный оратор и проповедник, – Иоанн Златоуст. Он не послал их порознь, не слил все три таланта в лице одного человека, но разделил между тремя такими непохожими людьми. Господь призвал этих троих мужей идти разными путями, каждого потрудиться на своей ниве и встретить разный конец земных дней с тем, чтобы соединиться в Царствие Божием у престола Господа. Сегодня, как и прежде, жизнь святителей – лучший отпор всем, кто считает возможным развитие в Церкви лишь одного или двух направлений деятельности или, напротив, утверждающих, что все таланты и дарования должны уживаться в каждом священнослужителе.

Извечный спор о том, кто лучше, главнее, нужнее Церкви и кто больше потрудился в деле Ее устроения, не нами придуман и будет, к сожалению, существовать до скончания времен. «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов»» (1 Кор. 1:10-12).

Эти строки из послания ап. Павла, как ни печально, были и остаются актуальными во все периоды церковной истории. Нередко выбрав себе по вкусу какого-либо благообразного батюшку или святого, мы устраивают соревнования с такими же православными братьями и сестрами во Христе, взвешивая добродетели и заслуги наших учителей. Даже саму святость человек, по бесовскому наущению, способен сделать объектом споров и пересудов. Предметом подобных сравнений стала и святость трех великих святителей.

Общее празднование святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, столь привычное нам, возникло достаточно поздно. Изначально у каждого святого был свой отдельный день почитания, пока в XI веке не случился великий спор. О событиях тех дней так повествует святитель Димитрий Ростовский:

«Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого, называя его возвышеннейшим витией, так как он всех превосходил словом и делами, причём видели в нём мужа, мало чем уступающего ангелам, твердого нравом, нелегко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста, как имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию. Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивейшего, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого витию, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали они его выше Василия Великого и Григория Богослова. Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова, утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания и изяществом построения речи превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости…»

Представляя, насколько православные могут рьяно отстаивать свою веру и свои убеждения, можно вообразить, как была накалена в те дни атмосфера в Церкви. Но Господь неотступно и незримо присутствует в Церкви Своей и не дает ей оступиться. В то время жил некий Иоанн Мавропод, митрополит Евхаитский, выдающийся песнотворец того времени Ему-то и явились вместе три святителя, заявив о своем равенстве пред Господом:

«Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство».

Так, согласно византийскому синаксарю, на который ссылался Дмитрий Ростовский при составления жития, появилась прекрасная служба трем святителям и еще один день в православном календаре, когда Церковь чтит этих великих мужей вместе.

Святители Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанна Златоуст, как «три велича́йшая свети́ла трисо́лнечного Божества́», разные как личности, но единые в духе и по благодати Божией, распространили по всей земле единый свет истинного учения о Пресвятой Троицы, Едином Боге в Трех Лицах.

 

 

 Анастасия Пискунова (историк, аспирант ИФ МГУ, молодежный работник храма)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *