Второе воскресенье после праздника Святой Пятидесятницы посвящено празднованию памяти всех русских святых. В этот день мы обращаемся с сугубой молитвой ко всем святым, просиявшим своими добродетелями в нашем Отечестве, с твёрдой верой в то, что наши святые сродники никогда не забывают своих потомков, совершающих с любовью их светлый праздник. За праздничным богослужением в это воскресенье каждый из нас призывается внимательно всмотреться в их подвиги и, взирая на кончину их жизни, стараться, с помощью Божией, подражать их вере (см.: Евр. 13, 7), дабы Господь и впредь не оставлял бы землю нашу Своей благодатью и являл бы в Русской Церкви святых Своих до скончания века.
Сама идея соборного празднования памяти русских святых уходит своими корнями в далёкое прошлое и связана с именем святителя Макария, митрополита Московского, возглавлявшего Русскую Церковь с 1542 по 1564 гг. По инициативе святителя Макария в Москве в 1547 и 1549 гг. собираются Соборы, получившие название Макарьевских, основным деянием которых стало прославление 39 русских святых. Стоит отметить, что до Макарьевских соборов Русская Церковь чтила только 22 святых русского происхождения. Причисление к этому небольшому количеству канонизированных подвижников сразу нескольких десятков «новых чудотворцев», каждому из которых устанавливалась особая память, было событием огромного значения, свидетельствующим о духовной полноте Русской Церкви.
Помимо поименного прославления русских святых и установления даты памяти каждого из них, важным деянием данных Соборов стало установление и дня общей памяти «новых чудотворцев Русских». Датой общего праздника было определено 17 июля, как ближайший день к памяти крестителя Руси – святого равноапостольного князя Владимира (15 июля по старому стилю).
Установление праздника в честь всех русских святых потребовало и написания особой службы для этого торжества. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена иноком Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорием, написавшим также «Похвальное слово» в честь всех русских святых. Уже в XVI в. списки службы и похвального слова всем русским святым получили широкое распространение. Однако, после большого духовного подъема в русском обществе, вызванного Макарьевскими Соборами 1547 и 1549 гг., к концу XVI в. праздник всех русских святых стал постепенно забываться и праздноваться лишь в отдельных уголках России. В XVII в. эта печальная тенденция продолжала усиливаться, что в итоге привело к окончательному забвению почитания праздника всех русских святых в Русской Церкви. После XVII в. это празднование сохранялось только в старообрядческой среде и совершалось в неделю (т. е. в воскресенье) после памяти пророка Илии (20 июля по старому стилю).
Восстановление празднования дня памяти всех русских святых состоялось на Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. Инициатором возрождения данного празднования был профессор Петроградского университета Борис Александрович Тураев, выступивший на Соборе с докладом о праздновании памяти всех святых, новых чудотворцев российских. В своём докладе Б. А. Тураев объяснял необходимость восстановления забытого празднования следующими доводами: «в наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братьям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха».
Заслушав доклад, Собор определил восстановить празднование дня памяти всех русских святых и совершать его в первое воскресенье Петрова поста. Что же касается текста службы праздника, то Собор постановил исправить и дополнить последование, составленное иноком Григорием (XVI в.), и печатать его в конце Цветной Триоди. Дополнение и исправление службы было поручено Б.А. Тураеву и иеромонаху Владимирского Рождественского монастыря Афанасию (Сахарову) (впоследствии ставшему епископом Ковровским и причисленном к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских). Однако при работе с текстом службы инока Григория стало понятно, что заимствовать из неё можно лишь самую малую часть, тогда как все остальное необходимо составлять заново. В итоге служба была почти полностью переписана и из старого последования осталось лишь несколько песнопений. Новая служба была напечатана гражданской графикой в 1918 г.
Несмотря на постановление Поместного Собора 1917 – 1918 гг. о восстановлении дня памяти всех русских святых, данное празднование снова едва ли не было забыто по причине жестоких гонений, воздвигнутых на Церковь после революции. Сохранению памяти о нём способствовал вышеупомянутый священноисповедник Афанасий (Сахаров), несмотря на многочисленные ссылки и тюремные заключения продолжавший работу по исправлению и дополнению текста праздничной службы.
Священноисповедник Афанасий (Сахаров) редактировал службу в продолжение всей своей жизни. Следующее издание её вышло в Москве в 1946 г., после чего началось повсеместное празднование памяти всех русских святых в нашей Церкви. Окончательный текст службы, более полный по сравнению с текстом первых изданий, был выпущен в составе Миней, подготовленных Московской Патриархией в 1978-1989 гг.
В наше время праздник всех святых, в земле Российской просиявших, в Русской Церкви по праву может считаться одним из наиболее торжественных дней всего церковного года. Священноисповедник Афанасий (Сахаров) составил последование праздничной службы Недели Всех святых, в земле Российской просиявших, так, чтобы выделить её в круге прочих праздников Русской Церкви. Во-первых, в данной службе подвиг русских святых представлен во всей возможной полноте и показан с различных сторон. Во-вторых, по своему музыкальному содержанию рассматриваемая служба превосходит даже многие двунадесятые праздники, о чём свидетельствует использование в последовании данного праздника всех восьми гласов, а также многих подобнов, в том числе и очень редких. В-третьих, в данной службе имеется ряд особенностей, не вполне традиционных для Богослужебного Устава, как например: поименное перечисление всех русских святых на литии, не имеющее аналогов в древних службах, исполнение трех величаний, использование четырёх избранных псалмов и пение кондака Успению Божией Матери на Литургии. Однако вышеуказанные литургические новации органично входят в текст службы и придают ей особый праздничный колорит. Так как служба включает в себя избыточный гимнографический материал, то возможно её совершение как в воскресный, так и в будний день. Здесь уместно будет напомнить пожелание священноисповедника Афанасия (Сахарова) совершать празднование всем русским святым хотя бы дважды в год, что он сам неукоснительно делал до конца своей жизни.
Алёшков Владимир Владимирович, (преподаватель Николо-Угрешской Православной Духовной семинарии)
Опубликовано в Вестнике Храма св. ап. и ев. Иоанна на Бронной №7 Июнь 2015 г.
*Священный Синод Русской Православной Церкви 29 мая 2013 года постановил утвердить для использования в официальных церковных документах и изданиях, в том числе богослужебных, именование «Неделя всех святых, в земле Русской просиявших» вместо «Неделя всех святых, в земле Российской просиявших».