Событие Введения открыло для Пресвятой Девы новый этап в Ее жизни – пребывание при Иерусалимском храме, продолжавшееся до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя при храме, Дева Мария проводила время в усердной молитве, изучении Священного Писания и в занятии рукоделием. Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин: «Она посвящается священному храму Божию и там пребывает, являя образ жизни лучший и чистейший прочих, удаляясь от всякого общения с неправедными мужами и женами».
Что же касается установления празднования в честь рассматриваемого нами события, то здесь необходимо отметить, что праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы является самым поздним по происхождению среди всех двунадесятых праздников. Большинство исследователей истории православного богослужения связывают появление данного празднования с деятельностью византийского императора Юстиниана I. Именно он построил в 543 г. на развалинах Иерусалимского храма огромную церковь, посвященную Пресвятой Богородице.
Несмотря на то, что праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы отмечался в некоторых месяцесловах еще в VIII в., однако широкое распространение на Востоке он получил только с IX в., а в число двунадесятых праздников Православной Церкви праздник Введения вошел лишь после XIV в.
Подобно тому, как утренняя заря своим явлением указывает на скорое восхождение солнца, так и Пренепорочная Дева Своим входом в храм предвозвещает всем Грядущего Избавителя — Солнце Правды («В храме Божий ясно Дева является и Христа всем предвозвещает»). Неслучайно именно с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы Святая Церковь начинает готовить нас к празднику Рождества Христова посредством включения в богослужение песнопения: «Христос рождается, славите, Христос с небес, срящите, Христос на земле, возноситеся…».
Учитывая то обстоятельство, что с праздника Введения начинается совершаться домостроительство Божие по спасению человеческого рода, Святая Церковь словами праздничного тропаря призывает всех верующих прославить Пресвятую Деву: «радуйся, смотрения Зиждителева исполнение», тем самым уверяя нас в том, что на Пресвятой Деве Марии исполнилось промышление Божие о нас. Она «от Духа Свята» родила Спасителя мира, даровавшего нам вечную жизнь, и принесла всему человечеству величайшую радость. Поэтому в этот день Святая Церковь, обращается к Ней, и взывает: «Радуйся!» И если для современников земной жизни Пресвятой Девы Ее вход в Иерусалимский храм был радостной вестью о скором явлении в мир Христа Спасителя, то для нас данное событие является ясным свидетельством Ее спасительной миссии — Ее Богоматеринства.
Православной Духовной Семинарии)