Празднование Сретения Господня завершает собой рождественский цикл. Дата Сретения — 15 февраля — выбрана не случайно, так как она ровно на 40 дней отстоит от даты Рождества Христова, что соответствует евангельской хронологии.
Обстоятельства рассматриваемого события изложены в Евангелии от Луки (Лк. 2, 22–38). Согласно Священному Писанию, на 40-й день после рождения Спасителя Он был принесен праведным Иосифом и Девой Марией в Иерусалимский храм во исполнение древних обычаев ветхозаветного закона Моисея (Лев. 12, 1–8). В соответствии с этим законом все еврейские первенцы должны были быть посвящены на служение Богу при храме, в память того, что в ночь перед исходом евреев из Египта Ангел Господень истребил всех египетских первенцев, не тронув при этом первенцев еврейских. Со временем, когда для служения при храме было выделено только колено Левиино, еврейские первенцы стали освобождаться от этого служения за особый денежный выкуп (Числ. 18, 16). Помимо этого законом предписывалось принесение Матерью ребенка в храме очистительной жертвы. Сопровождавший Богоматерь Иосиф Обручник, опекун Богомладенца, — так же, как и обычные родители, — принес за Него в храм установленную денежную плату и в жертву очищения Богоматери — двух голубиных птенцов.
У входа в Иерусалимский храм Святое Семейство было встречено благочестивым и праведным старцем Симеоном, пришедшим сюда по внушению Духа Божия. Ему было обещано Святым Духом, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Спасителя мира. Евангелист не сообщает о праведном Симеоне больше никаких данных, однако древнее предание свидетельствует, что он был одним из 72-х толковников, которые по повелению египетского царя Птоломея переводили Священные книги Ветхого Завета на греческий язык. Ему было поручено переводить книгу пророка Исайи, и он усомнился в пророчестве о рождении Еммануила от Девы (Ис. 7, 14); тогда ему явился Ангел и предсказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнение этого пророчества. Таким образом, он ждал этого события более 300 лет. Прозревая в принесенном Младенце Спасителя мира, праведный Симеон, взяв Его на руки, произнес вдохновенную молитву: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля», которая и по сей день используется за православным богослужением. Также он обратился к Божией Матери, пророчествуя о Ее страданиях при виде мучений и смерти на Кресте Ее Божественного Сына: «…и Тебе Самой оружие пройдет душу…».
Стоит также отметить, что в храме в момент Сретения Господня находилась 84-летняя вдовица Анна Пророчица, дочь некого Фануила из колена Асирова, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. Она, подобно Симеону, также славила Господа и говорила о Богомладенце всем, ожидающим избавления в Иерусалиме, то есть ждавшим пришествия Мессии.
Здесь же следует указать, что до Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Примечательно, что праведные Симеон и Анна, являвшие собой представителей Ветхого Завета, удостоились встретить Носителя Нового Завета — Господа Иисуса Христа. Именно это знаменательное событие и способствовало наименованию данного праздника «сретением», что в переводе со славянского языка переводится как «встреча».
Празднование рассматриваемого события было известно в Христианской Церкви с глубокой древности, однако первоначально оно совершалось лишь в Иерусалиме. Как уже отмечалось выше, праздник Сретения Господня приходится на 40-й день после Рождества Христова, однако, до IV века, пока празднование Рождества Христова соединялось с Богоявлением и совершалось 19 января, днем Сретения Господня было 27 февраля. Когда же празднование Рождества Христова было перенесено на 7 января, то Сретение стали праздновать 15 февраля. Древнейшим исторически достоверным свидетельством о церковно-богослужебном чествовании события Сретения Господня на христианском Востоке является «Паломничество ко Святым местам», датируемое концом IV века и принадлежащее западной паломнице Этерии (или Эгерии). Она называет данный праздник «Четыредесятницей Богоявления» (Рождества Христова). Впоследствии, празднование Сретения Господня распространилось и за пределы Иерусалимской Церкви, однако до VI века совершалось не так торжественно. Окончательное же закрепление праздника Сретения в византийском календаре произошло не ранее 1-ой половины VI века, после чего он в качестве официального государственного торжества стал распространяться по всей империи.
Согласно назидательному чтению, помещенному в Четьей Минеи под 15 февраля, установление общецерковного почитания события Сретения Господня связано с чудесным избавлением от страшных бедствий — землетрясения и моровой язвы, — случившихся в правление византийского императора Юстиниана (527–565). В эти дни всенародного бедствия одному благочестивому христианину было открыто, что страдания прекратятся, если будет установлено торжество праздника Сретения Господня. И действительно, когда в день Сретения Господня было совершено торжественное всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. После этого император Юстиниан повелел по всей империи совершать торжественные богослужения в этот праздник.
Однако вышеуказанную гипотезу разделяют не все церковные историки и литургисты. Большинство же исследователей связывают общегосударственное празднование Сретения Господня с догматической борьбой против еретиков-монофизитов, отвергавших человеческое естество во Христе. Таким образом, празднованием Сретения Господня Церковь исповедует истинность того, что Христос является не только совершенным Богом, но и совершенным Человеком, Который, подобно прочим еврейским первенцам, был обрезан на 8-й день и на 40-й день принесен в Иерусалимский храм в соответствии с требованиями закона Моисеева.
В литургическом плане праздник Сретения Господня выделяется среди прочих двунадесятых праздников тем, что он является одновременно и Господским, и Богородичным праздником, так как в его богослужении мы находим характерные признаки и того и другого. В частности, праздник Сретения имеет входный стих на Литургии и особый праздничный отпуст, что является богослужебными атрибутами Господского двунадесятого праздника. Но по всем остальным литургическим параметрам Сретение может быть отнесено к Богородичным двунадесятым праздникам. Кроме того, основные песнопения праздника — тропарь и кондак — обращены к разным Священным Лицам. Так, праздничный тропарь: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево…» — прославляет Пресвятую Богородицу, в то время как кондак праздника: «Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим…» — является молитвенным обращением к Господу Иисусу Христу.
Второй день праздника — 16 февраля — Церковь посвящает памяти участников события Сретения Господня — святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
Алёшков В. В. (литургист, преподаватель Николо-Угрешской Православной Духовной семинарии)
Опубликовано в Вестнике № 25. февраль 2017 года