Рождество честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна

7 июля — день памяти святого

Сегодня, когда Церковь открыто больше не претерпевает гонений, и каждый православный может, не страшась исповедовать свою веру, враг рода человеческого с новой силой испытывает нас и заставляет отступить зазевавшихся от истинного православия. Мы все чаще слышим по телевизору и радио, читаем в газете и Интернете фразу «в этот день православные отмечают…». Далее в душе большинства верующих наступает покой и расслабление от осознания того, что мы можем и открыто заявлять о себе, о своем празднике, и поделиться лучиком спасительной истины с другими людьми. Но, к сожалению, после этих радостных для нас слов «православные отмечают» как раз и наступает огромное пространство для работы нечистой силы. Казалось бы, в наш информационный век человек получил, наконец, возможность получать полною и достоверную информацию. Однако средства массовой информации все чаще смешивают православные праздники и церковные традиции с языческими празднествами и народными суевериями. Ни одна мало-мальски крупная церковная дата не укрылась от налета народных суеверий, и день памяти рождества св. Иоанна Крестителя не является исключением.

Издревле так повелось, что Церковь вела борьбу с язычеством путем замены языческих праздников на христианские. Эта практика сложилась еще в ранней Христианской Церкви и впоследствии была усвоена и всеми малыми Поместными Церквями. На Руси конец июня (по ст. ст.), время летнего солнцестояния, когда Солнце, достигнув точки эклиптики, наиболее удалённой от экватора небесной сферы, делает первый поворот на зиму, считалось периодом пика активности природных сил. Народ приносил жертвы своим богам, устраивал пляски и колдовал. Дабы побороть эти бесовские привычки, нужно было создать альтернативу языческим праздникам. Всматриваясь сегодня в православный календарь, можно увидеть целый сонм мучеников Божьих, чья память приходится на конец июня по ст. ст. (начало июля по н. ст.). Безумные пляски и вакханалии должны были уступить место благоговейному воспоминанию мученических подвигом первых христиан. Как говорится, клин клином вышибают. И именно поэтому самый важный для язычников момент в период летнего солнцестояния, ночь с 23 на 24 июня (с 6 на 7 июля по н. ст.), должен был отойти перед таким важным для христиан событием, рождением великого последнего пророка и предтечи Господа нашего Иисуса Христа. Действительно, в церковном календаре мы встретим празднования дня рождения только трех лиц: Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Иоанна Крестителя. Именно одним уже этим фактом, празднованием его дня рождения, можно говорить об особой значимости для нас, верующих, этого события. Выбранная дата празднования рождества Иоанна Крестителя не расходится с евангельским повествованием, так как промежуток времени между Рождеством Христовым и днем празднования рождества Иоанна Предтечи как раз составляет шесть месяцев.
Лишь день памяти этого великого святого, фактически родоначальника монашества, аскета и мученика мог победить разгульство и похоть языческих традиций этих дней. И Церкви в целом удалось побороть языческую заразу, хотя пепелище тех костров продолжает по-прежнему тлеть, то сильнее, то слабее. И вот, сегодня, когда мы живем в информационном обществе и тихо подшучиваем над скандинавами, советующимися в вопросе строительства новых дорог с камнями на дорогах и подземными гномами, многие все так же живут в мире язычества. Все чаще мы слышим отождествление праздника рождества Иоанна Крестителя с языческим днем Иваном Купалой (о названии праздника по-прежнему ведется спор) и смешение церковной практики празднования дня святого с разбором гадательных практик, устройством и формой купальских костров, характеристикой 12 трав для венков, форм и технологий изготовления «оберегов» и текстов заговоров. Действительно, языческие обряды возрождаются, пусть даже на чисто эстетическом уровне. Это только начало замысла врага рода человеческого. Сегодня такие «маленькие и незначительные» шалости можно встретить среди стара и млада, причем даже среди людей, считающих себя православными. Поэтому нам нужно всегда быть начеку и научиться различать простые радости от наветов и игрищ нечистой силы, менее полагаться на свои знания и обращаться за разъяснением в вопросах веры к нашим пастырям.

Пискунова А. В.
(историк, аспиранта ИФ МГУ, молодежный работник храма)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *