Москва утраченная. История церкви Дмитрия Солунского у Тверских ворот.

Мало кто не знает знаменитейший ресторан–магазин «Армения» на Тверской улице с его этническим продуктовым ассортиментом. Его, казалось бы, вечное место здесь, на углу Тверской улицы и Тверского бульвара, в «доме под юбкой». Здесь же в угловой части этого дома расположился выход из подземного перехода. Каждый день десятки тысяч людей выходят из московского метрополитена на улицу именно через этот подземный переход. Но так было не всегда, до 30-х годов XX века москвичи проходя мимо этого место, останавливались, чтобы перекреститься на золотой купол храма св. великомученика Дмитрия Солунского, особо почитаемого в народе. Впервые храм здесь появился в начале XVII века. Это был типичный для того времени шатровый храм. А вот колокольня храма была уникальна.

 

Шатровый стиль

Шатровые колокольни на Руси имели вид восьмерик на четверике, украшенный восьмискатным шатром. Колокольня церкви Дмитрия Солунского представляла собой четверик на четверике, увенчанный четырехскатным шатром. Это большая редкость для русской архитектуры.
Колокольня храма Димитрия Солунского была поистине уникальной, потому что представляла собою единственный образец переходного типа от древнерусских продолговатых звонниц к хрестоматийным шатровым колокольням XVII века. Строго говоря, это была еще не шатровая колокольня, а звонница, перекрытая шатром.

Александровский ампир

К началу XIX века стало ясно, что храм слишком мал для разросшегося прихода. Храм был перестроен в стиле александровского ампира. Но колокольню, украшение Тверского бульвара, никто не посмел тронуть. Церковь Дмитрия Солунского сыграла свою роль и в жизни знаменитого Елисеевского гастронома. Ее влияние каждый из нас ощущает на себе и до сих пор, хотя храма уже шестьдесят лет нет на Тверской улице. В один прекрасный день в кабинет Г.Г. Елисеева вошел молодой человек.

Он представился акцизным чиновником участка и сообщил, что намерен закрыть магазин. По закону вход в заведение, торгующее вином, должен находиться не ближе 42 сажен (чуть меньше 90 метров) от входа в ближайший храм. Вход в храм Димитрия Солунского был гораздо ближе… Елисеев попросил день отсрочки. Всю ночь в магазине кипела работа, а наутро винный отдел с собственным входом уже располагался в части дома, выходящей в Козицкий переулок. Этот вход знаком каждому современному москвичу.

Революция

 

И вот, время шло, надвигался 1917 год. Все изменилось, должна была измениться и Тверская улица. В 1929 году храм заносится в список градостроительных объектов, подлежащих скорейшему сносу. Реставраторы протестовали против сноса храма, заявляя, что «настоящий памятник является ценнейшим звеном в истории развития архитектуры г. Москвы». Протесты позволили отсрочить его гибель. Но в феврале 1933 года церковь снова попала в список на снос. В отчаянии реставраторы не возражали уже против сноса самой церкви, сосредоточив все усилия на спасении ценнейшей древней колокольни. Центральные реставрационные мастерские в 1933 году согласовали снос храма, поставив обязательным условием сохранение колокольни. Но это условие никто и не думал выполнять. Храм Дмитрия Солунского был обречен. Осенью 1934 г. церковь и колокольню снесли.

 

«Дом под юбкой»

Теперь на месте церкви выстроен огромный серый дом с башенкой, на которой некогда стояла статуя балерины, от того здание и прозвали «дом под юбкой». Но сегодня нет уже на башенке и этой девушки, «раскинувшей руки навстречу восходящему солнцу».

Пискунова Анастасия Валерьевна (историк, аспирантка ИФ МГУ)

Опубликовано в Вестнике Храма св. ап. и ев. Иоанна на Бронной №3. Февраль 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *