Крещение Господне. Зачем безгрешному Спасителю нужно было креститься?

Крещение Иисуса Христа от Иоанна Предтечи в Иордане было событием, с которого началось общественное служение Спасителя. До этого момента Евангелия почти не говорят о Его жизни; Иоанн предварил Его появление своей проповедью о покаянии, совершая крещение в водах Иордана. Это крещение не было тем таинством, которое совершается ныне в Православной Церкви, поскольку Христос тогда еще не совершил Своего дела на земле. «áзъ ýбо крещáю вы́ водóю въ покая́нiе: гряды́й же по мнѣ́ крѣ́плiй менé éсть, емýже нѣ́смь достóинъ сапоги́ понести́: тóй вы́ крести́тъ Дýхомъ святы́мъ и огнéмъ» (Мф. 3:11). Крещение Иоанново сопровождалось исповеданием грехов и означало покаяние, но оно было только начатком и обетованием подлинного отпущения грехов. «Как закон Моисеев служил некоторым приготовлением к будущим благам…, так и крещение Иоанново, относительно к крещению Христову, содержит в себе приготовительную силу» — писал святитель Кирилл Иерусалимский.
Трое евангелистов — Матфей, Марк и Лука — рассказывают, как Христос пришел на Иордан и принял от Иоанна его крещение. Когда оно происходило, то «Бы́сть же егдá крести́шася вси́ лю́дiе, и Иисýсу крéщшуся и моля́щуся, отвéрзеся нéбо, и сни́де Дýхъ святы́й тѣлéснымъ о́бразомъ, я́ко гóлубь, нáнь: и глáсъ съ небесé бы́сть, глагóля: ты́ еси́ Сы́нъ мóй возлю́бленный, о тебѣ́ благоволи́хъ!» (Лк. 3:21-22). Таким образом, явились три Лица Святой Троицы — Отец, Сын и Святой Дух, поэтому праздник Крещения иначе называют Богоявлением.

Но если Христос, как воплотившийся Бог, второе лицо Святой Троицы, не имел в себе греха, то зачем Ему было креститься от Иоанна? Сам Креститель спрашивал: «Иоáннъ же возбраня́ше емý, глагóля: áзъ трéбую тобóю крести́тися, и ты́ ли грядéши ко мнѣ́»,  на что Христос ответил: «остáви ны́нѣ: тáко бо подобáетъ нáмъ испóлнити вся́ку прáвду. Тогдá остáви егó» (Мф. 3:14-15). Иоанн Златоуст объясняет, что, поскольку Христос пришел снять с людей проклятие за нарушение закона, то Он Сам должен исполнить закон. Прп. Ефрем Сирин говорит, что Христос не желал «входить вором во двор овчий», отделять Себя от Своих последователей. Войдя в Иордан, Христос установил таинство уже новозаветного крещения, «потопил человеческий грех Своею безмерною праведностью, освятил воды и на все века дал им силу освящения, чтобы даровать нам баню пакибытия и обновления духом святым» (св. Иоанн Кронштадтский). А свт. Лука (Войно-Ясенецкий) в своей проповеди на Крещение говорил, что Христос, приняв крещение от Иоанна, призвал нас всех к покаянию, «засвидетельствовал… великую важность, великую правду покаяния»; а также «это было свидетельство о Богочеловеке Иисусе Христе, как бы представление Его миру от Самого Бога».

К Иоанну Крестителю на Иордан приходили разные люди, в том числе — воины, сборщики податей, а также фарисеи — знатоки Закона, религиозные наставники иудеев. Последним Иоанн говорил: «Ви́дѣвъ же [Иоáннъ] мнóги фарисéи и саддукéи грядýщыя на крещéнiе егó, речé и́мъ: рождéнiя ехи́днова, ктó сказá вáмъ бѣжáти от бýдущаго гнѣ́ва?» (Мф. 3:7). Иоанн Златоуст объясняет такое резкое отношение тем, что Предтеча «видел тайные их помышления, которые открыл ему Бог». Фарисеи гордились своим происхождением, считая себя достойными только на его основании. Этот предмет гордости Иоанн и опровергает своими словами, указывая на нечестие и их предков, и их самих, и одновременно одобряя их желание покаянием избежать грядущего гнева Божия.

Игумнов Д. А. (историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)

Опубликовано в Вестнике 24. январь 2017 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *