Святитель Макарий, Митрополит Московский (30 декабря/11 января).

Русская Православная Церковь со времени Крещения Руси приносит Господу «плод красный… спасительного сеяния», многочисленные сонмы святых угодников. При своей жизни они явились «солью» (Мф. 5, 13) земли Русской, подвигами которых она «осолялась» и укреплялась. После своей блаженной кончины они, предстоя Престолу Божию, молитвенно ходатайствуют о своем Отечестве.

 

Среди сонма подвижников Святой Руси особенно хочется выделить святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, видного церковного и государственного деятеля времени правления Ивана Грозного.

Всероссийский митрополит Макарий родился ок. 1482 г. в Москве в семье благочестивых родителей. О детстве будущего святителя известно очень мало. Рано лишившись отца, после иноческого пострига матери он решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу и поступает послушником в Пафнутиев Боровский монастырь, известный строгой аскетичной жизнью своих насельников, где и принимает монашеский постриг. Проходя различные послушания в обители, молодой инок Макарий непрестанно упражнялся в христианских добродетелях, изучая книжную премудрость и постигая писание святых икон.

Промыслу Божию было угодно воздвигнуть кроткого и смиренного монаха на более высокую степень церковного послушания: 15 февраля 1523 г., в заговенье на Великий пост, инок Макарий был поставлен митрополитом Московским Даниилом в архимандрита Лужецкого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. Во время настоятельства в обители, будущий святитель ревностно заботился о её благоустроении. Но пребывание архимандрита Макария в Можайске оказалось недолгим: через три года он был призван к архипастырскому служению.

Святитель Макарий, архиепископ Новгородский и Псковский

4 марта 1526 г. архимандрит Макарий посвящается в архиепископы Великого Новгорода и Пскова, на самую древнюю и обширную кафедру Московской Руси. Как отмечает летописец, «…сед же святый на архиепископском столе, и бысть людем радость велия не токмо в Великом Новгороде, но и во Пскове и повсюде. И бысть хлеб дешев, и монастырем лекче в податех, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть».

На новом своё поприще святитель стремился в первую очередь искоренить до сих пор существовавшее в огромных Новгородских землях язычество и двоеверие. Другой большой заботой святителя было создание и украшение храмов в своей епархии и, прежде всего, в Великом Новгороде. В частности, он благоустраивает кафедральный Софийский собор. Всего при святителе Макарии только в Новгороде строятся, перестраиваются и вновь украшаются после пожаров около сорока храмов, для которых пишутся книги, изготавливается церковная утварь и сосуды во владычной мастерской.

Получив еще в Пафнутиево-Боровском монастыре навык иконописания, святитель, как о том сообщается в летописи под 1529 г., «поновляет» великую святыню Новгородской земли — икону Божией Матери «Знамение», которая сильно обветшала к тому времени.

Московская митрополичья кафедра

Но самые главные труды ожидали владыку в дальнейшем. В 1542 г. святитель Макарий избирается на Московскую кафедру. Ко времени избрания святителя Макария на престол Московских чудотворцев Петра, Алексия и Ионы ему было около 60 лет. В XVI в. Россия была единственной православной страной, над которой не тяготело иноземное иго. И вот в 1547 г. в Москве впервые в истории состоялось венчание на царство Московского государя Иоанна Васильевича, которое совершил святитель Макарий.

В 1547 и 1549 гг. святитель созывает в Москве Соборы, которые по праву остались в истории Русской Церкви с именем Макарьевских. На них решался вопрос прославления многих русских святых. Макарьевские соборы 1547 г. явили целую эпоху в истории Русской Церкви, «эпоху новых чудотворцев»; эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе. На Макарьевских Соборах были канонизованы митрополит Московский Иона, Новгородские иерархи Иоанн, Иона, Евфимий, Никита, Нифонт; благоверные князья Александр Невский, Всеволод Псковский, Михаил Тверской; столпы монашества – преподобные Пафнутий Боровский, Макарий Калязинский, Александр Свирский, Никон Радонежский, Савва Сторожевский и др. Хронология этих имен охватывает чуть ли не весь период христианства на Руси к тому времени.

Но самым важным в истории Русской Церкви того времени стал Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием в начале 1551 г. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. Многие постановления этого Собора актуальны в церковной жизни и по сей день.

В 1552 г. митрополит Макарий благословил царя идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры.

Просветитель

Огромный вклад внес Святитель Макарий и в развитие древнерусской письменности. Владыка Макарий поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в 1529 г. Это начинание получило в истории именование Великие Макарьевские Четьи Минеи. В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви.

Святитель Макарий стал покровителем печатного дела на Руси, при нем в Русском государстве впервые начинается печатание церковных книг диаконом Иваном Федоровым. Эти книги стали еще и первыми учебниками для обучения грамоте.

Святитель Макарий, подвижник Божий

Святитель Макарий сочетал высокий сан и добродетельную жизнь, основой которой был повседневный труд подвижничества, поста и молитвы. О высоте его духовной жизни свидетельствуют и случаи прозорливости. Он предсказал взятие русскими войсками Казани в 1552 г. и Полоцка в 1563 г. Известно, что митрополит провидел грядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричнина, учрежденная царем вскоре после его кончины.

В середине сентября 1563 г. святитель совершал крестный ход, во время которого сильно простудился и заболел. 4 ноября святитель в последний раз молился в Успенском соборе и явил пример величайшего смирения, испросив после молебна у всех прощения. 3 декабря к митрополиту Макарию пришел царь просить благословения. Святитель поведал ему о намерении удалиться в место своего пострижения – Пафнутиево-Боровский монастырь, но царь уговорил его остаться на кафедре. По воле царя Владыка оставался на архиерейской кафедре до конца своих дней. Наступил праздник Рождества Христова, но жизнь святителя уже гасла. Он не мог больше сам читать Евангелие, что делал всю жизнь, и теперь Священное Писание читали по его просьбе близкие ему духовные лица.

И вот 31 декабря 1563 г. дивный пастырь Церкви Христовой окончил свой земной путь. Отпевали святителя в присутствии царя и множества народа. После отпевания была прочитана первосвятительская прощальная грамота, которую перед концом своей жизни написал митрополит, прося у всех молитв, прощения и даруя всем свое последнее архипастырское благословение.

Посмертно почитание

Почитание великого устроителя Русской Церкви, Московского митрополита Макария, началось сразу же после его кончины. Имя святителя, начиная с XVII в., встречается в «Сказании о святых иконописцах». Самое раннее прижизненное изображение святителя Макария находится на четырехчастной иконе 1547 г. в Благовещенском соборе в Кремле. В левой нижней части ее среди других известных лиц написаны царь и митрополит. Другое прижизненное изображение 1560 г. было создано в алтаре Успенского собора Свияжского монастыря на фреске

«Да молчит всяка плоть человеческая…».

Диакон Сергий Шилов (преподаватель Николо-Угрешской Православной Духовной Семинарии,руководитель Духовно-просветительских курсов «Сокровенный мир Православия»)

Опубликовано в Вестнике Храма св. ап. и ев. Иоанна на Бронной №2. Январь 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *