Покровитель словесных и бессловесных: сщмч. Власий Севастийский

24 февраля — день памяти святого

Часто, почитая святых, верующие видели в них покровителей какой-либо сферы жизни, профессии или ремесла. Это могло быть основано на деле, которым святой занимался при жизни, на фактах из его жития или каких-нибудь ассоциациях. Русские крестьяне, всю жизнь занятые хозяйственными работами, верили, что о лошадях надо молиться святым Флору и Лавру, а, например, о урожае мёда – Зосиме и Савватию Соловецким. А особым почитанием пользовался священномученик Власий Севастийский.

Жил святой Власий на рубеже III – IV веков в малоазийском городе Севастии – сейчас это территория Турции. В то время императоры Диоклетиан и Ликиний воздвигли жестокое гонение на христиан. Власий, как и многие другие христиане, не вызывался на мучения намеренно, но скрывался в пещере на горе недалеко от города, где и пребывал в молитве. Как сообщает житие, к этой пещере приходили дикие звери и терпеливо ждали, когда святой окончит молитву; он благословлял их, и при этом больные животные получали исцеление. Наступил день, когда воины наконец нашли Власия в его убежище. Тот безропотно принял приказ отправляться в город, рассказывая, что ночью ему явился Христос: «Хорошо, дети мои, пойдем вместе; Господь вспомнил обо мне: Он являлся мне трижды в эту ночь, говоря: «встань и принеси Мне жертву, как подобает тебе по твоему званию епископа». Итак, вовремя, дети мои, вы пришли сюда сегодня, Господь мой, Иисус Христос, да будет с вами».


 

 К сожалению, это почитание приобретало нередко языческий характер и смешивалось с суевериями, а святые в народном сознании превращались в каких-то полубогов, ответственных за разные «сферы деятельности», тем самым теряя связь со своими житиями.

 


По дороге в Севастию к Власию стекались больные: народ уже знал о силе его молитвы. Какая-то женщина принесла своего полумёртвого сына, в горле у которого застряла рыбья кость. Власий обратился к Богу с такими словами: «Спаситель мой! Ты помогаешь всем, кто с верой призывает Тебя: услышь мою молитву, и кость, засевшую в горле сего отрока, изыми невидимой Твоей силой и исцели его. И в остальное время, если случится что с человеком или с животным и станут поминать имя мое, говоря: «Боже, помоги молитвами раба Твоего Власия», то Ты, Господи, скорый на помощь, помоги тем и подай исцеление в славу и честь Святого Твоего имени». После этого несчастный получил исцеление. Были и другие просьбы. У бедной вдовы волк утащил единственную скотину – поросёнка. Со слезами женщина подбежала к епископу, которого как раз вели поблизости. Власий пообещал, что поросёнок вернётся; и, действительно, тот же волк притащил его в зубах обратно и отпустил невредимым.

Как и множество прочих мучеников, Власий отказался чтить идолов, был избит и посажен в темницу. После этого история с поросёнком получила продолжение: та вдова, к которой он вернулся по слову Власия, решила пожертвовать его заключённому епископу. Приготовив из него блюдо, она отнесла его мученику. Вкусив и благословив вдову, Власий произнёс: «Женщина, таким образом совершай каждый год мою память, тогда ничто из нужного в доме твоём не оскудеет; если же кто другой уподобится тебе и будет совершать мою память, тот получит в изобилии дары Божии и благословение Господа пребудет на нём во всё время его жизни».

Когда Власия после мучений привели на место казни, он, как говорит житие, «молился о своих согрешениях, о всём мире, в особенности же о тех, которые будут совершать его память; и о таковых он молился, чтобы их не касалась никакая болезнь, чтобы дома их были исполнены всяких благ и чтобы услышаны были молитвы их». И раздавшийся глас Божий изрек, что молитвы Власия услышаны. После этого ему отсекли голову.


 

Власий, кстати, оказался одним из первых святых, чьё почитание пришло на Русь: уже при св. князе Владимире в Киеве появился освящённый в его честь храм.

 


Трижды, как свидетельствует житие, Власий говорил о благодеяниях, которых удостоятся чтущие его память. Подобные слова святых, идущих на мучение, можно встретить и в других житиях – мученика Трифона и великомученицы Варвары. Видимо, святые произносили их по особому дерзновению, которое было даром Божиим – как сказал Христос, «когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час будет дано вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10, 19-20).

Конечно, может возникнуть недоумение – неужели можно пользоваться обещаниями святых, чтобы они гарантировали благополучие на земле и в вечности независимо от нравственного состояния самого человека? Здесь уместно привести рассуждение свт. Иннокентия Херсонского, произнесённые о заступничестве св. Варвары.

«Нам остаётся только пользоваться с верой и любовью драгоценным даром великомученицы спасать от внезапной смерти. Как пользоваться? Так ли, чтобы в надежде на чудесную защиту её не брать никаких мер предосторожности, не радеть о своём здравии, позволять себе всё, что сокращает жизнь и губит наши силы? Нет; это значило бы искушать силу Божию, поставлять святую в необходимость благоприятствовать невоздержанной и порочной жизни. Так ли, чтобы по надежде на чудесное спасение от внезапной смерти, отлагать своё приготовление к смерти, жить, не думая о конце жизни, и о том отчёте, что ожидает нас всех за гробом? Нет, это значило бы идти явно вопреки нашему спасению, злоупотреблять помощью святых, заставлять великомученицу благоприятствовать нераскаянности в грехах».

Очевидно, что эти же слова можно отнести и к другим святым, просившим у Бога за тех, кто будет их почитать.

храм сщмч. Власия в Староконюшенной слободе. Фото Дмитрия Игумнова

Как мы уже сказали, святого Власия сугубо почитали крестьяне. Как пишет исследователь, «русский народ смотрит на св. Власия как на покровителя домашнего скота, который нередко от имени этого угодника называется «родом Власиевским»; особенно коровы – часто попросту называются власиевками». Причина здесь, конечно, в «звериной» теме его жития, а также в том, что когда-то, ещё при крещении Руси, имя Власия оказалось близко по звучанию имени идола Велеса, или Волоса – языческого божества, связанного со скотоводством. Власий, кстати, оказался одним из первых святых, чьё почитание пришло на Русь: уже при св. князе Владимире в Киеве появился освящённый в его честь храм.

Как бы то не было, но Власий прочно вошёл в крестьянскую культуру. Конечно, это хорошо, когда труд освящается молитвой, на него призывается благодать Божия и заступничество почитаемого святого. Но, к сожалению, это почитание приобретало порой языческий характер, смешивалось с суевериями, а святые в народном сознании превращались в каких-то полубогов, ответственных за свои «сферы деятельности», и теряли связь со своими житиями. Не надо думать, что помощь святого ограничена лишь одним кругом вопросов – ведь они получили благодатные дары от Бога, неограниченного ни пространством, ни временем.

Память священномученика Власия Севастийского Церковь празднует 24 (11 по старому стилю) февраля. В Москве, в так называемой Староконюшенной слободе (Гагаринский переулок, дом 20) есть храм с престолом, освещённым в его честь. В нём хранится почитаемая икона святого.

 

 

Игумнов Д.А. (историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)

Фото Игумнов Д.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *