Праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа является общехристианским и во всех Православных Поместных Церквях входит в число двунадесятых праздников. На Руси и в других Православных Церквях праздник Крещения именовался всегда также праздником Богоявления. Мы привыкли употреблять два этих названия как синонимы одного и того же события. Но так ли было всегда? Все ли Христианские Церкви отмечают в этот день то же, что и мы?
Богоявление – день памяти новозаветных событий
Изначально христианский мир в день Богоявления (6 января по юлианскому календарю или старому стилю) вспоминал сразу несколько событий, а именно: Рождество Христово, поклонение волхвов и Крещение Господне. Именно все три события соединялись воедино, в один праздник под названием Богоявление. О празднике Богоявления как о празднике, посвящённом Рождеству и Крещению Христовым, упоминается у Григория Неокесарийского и Григория Богослова. Лишь в V веке по решению Халкидонского собора (451 г.) день 6 января стал праздноваться исключительно в память Крещения Господня.
К сожалению, во время этого собора, призванного обличить ересь монофизитства, несколько Церквей откололись и отказались признать его постановления. Сегодня эти Церкви, признающие лишь три первых Вселенских собора, называются Древневосточными Церквями (Армянская Апостольская Церковь, Коптская Православная Церковь, Эфиопская Православная Церковь, Эритрейская Православная Церковь, Сирийская Православная Церковь и Маланкарская Православная Церковь). Все эти Древневосточные Церкви по-прежнему, по первоначальной древней традиции, празднуют одновременно с праздником Рождества Христова и Крещение Господне под общим названием Богоявления, день празднования 6 января (в Коптской церкви — 7 января).
Католики и православные о празднике Богоявления
Но и после Халкидонского собора в истории празднования дня Богоявления точка поставлена не была. Христианский мир развел празднование Рождества и Крещения, но вопрос о смысле праздника Богоявления оставался. Католическая Церковь все более склонялась к олицетворению праздника Богоявления именно с Рождеством Христовым, а Православная Церковь, напротив, стала именовать Богоявлением именно праздник Крещения Господня. Постепенно в православной традиции сложилось и новое толкование термину «Богоявление», отсутствовавшее у древних Отцов Церкви, как явление Бога во время Крещения в полноте Троицы (Бог-Сын крестился, Бог-Отец говорил с небес, Бог-Святой Дух сходил в виде голубя). Православные Отцы Церкви сошлись во мнение, что термин «Богоявление» все же означает Боговоплощение, а не явление в мир Бога-Сына.
Из различного понимания праздника Богоявления вытекают и различия в традициях празднования этого дня. В Православных Церквях на праздник Богоявления или Крещения освящают воду. Иногда освящение проводится прямо на водоёмах в специально пробитых прорубях, которые называют «иордань», в воспоминание крещения Христа в Иордане. Существует также традиция купания в этих прорубях. В католических храмах в праздник Богоявления, посвященный Рождеству и поклонению волхвов, освящают воду, мел и ладан. В ряде стран существует традиция писать на дверях церквей и домов латинские буквы CMB. Кто-то говорит, что это первые буквы имён трёх волхвов — Каспара, Мельхиора и Бальтазара. Существует также и другая версия, что это первые буквы латинской фразы «Christus mansionem benedicat», что означает «Да благословит Христос этот дом». Во Франции и в ряде других европейских стран на праздник Богоявления готовится традиционный десерт — «пирог волхвов». Его рецепты варьируются в зависимости от страны и местности; общим является то, что в пирог запекается сюрприз (боб, фигурка, монетка и т. д.). а в Испании в этот день дарят детям подарки (в отличие от остальных европейских стран, где подарки дарит свт. Николай, согласно испанской традиции, подарки дарят ветхозаветные волхвы).
Праздник Крещения Господня (Богоявления) в разных Православных Церквях
Несмотря на то, что Православные Церкви празднуют под термином Богоявление именно праздник Крещения, и тут не обошлось без различий. Русская Православная Церковь, а вместе с ней и Иерусалимская, Сербская, Грузинская, Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата, Афон, часть Элладской Православной Церкви и Польская Православная Церковь придерживаются юлианского календаря и празднуют праздник Богоявления (Крещения) 6 января по старому стилю, которое соответствует 19 января в нашем гражданском календаре. Остальные же Поместные Православные Церкви используют в церковном календаре новоюлианский стиль (до 2800 года он полностью совпадает с григорианским, и потому иногда его ошибочно именуют как григорианский или новый стиль) и потому день Богоявления (Крещения) отмечают 6 января по новоюлианскому стилю.
Пискунова А. В. (историк, аспирантка ИФ МГУ)