Рождество Господа нашего Иисуса Христа

Праздник Рождества Христова является вторым по значению торжественным воспоминанием в литургическом календаре Православной Церкви после праздника Пасхи. В тот день совершилось величайшее чудо в истории мироздания – Боговоплощение, разделившее человеческое летоисчисление на две части – до и после этого мироспасительного события.

Цель пришествия в мир Самого Господа указана в одном из церковных песнопений данного праздника: «Сего ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет». Сын Божий воплотился на земле, чтобы человека, созданного для неба, но падшего и умерщвленного грехом, порабощенного земными страстями, снова возвратить в Небесное Отечество. Своим Пришествием Господь разрушил преграду греха, ставшую следствием грехопадения первых людей, открыв нам двери Царствия Небесного. Вход в него возможен для каждого человека при том справедливом условии, если он, осознав свое крайнее заблуждение и гибельность земных развлечений и удовольствий, обратится всем сердцем к Богу, от Которого отпал, покается, отвергнет житейские пристрастия, возлюбит Бога и поживет на земле небесно, насколько возможно, при помощи Божественной благодати.

Установление праздника

Учитывая особую важность воспоминаемого события, Святая Церковь установила празднование Рождества Христова уже в первые века своего земного бытия. В ранней церковной традиции II – III веков празднование Рождества Христова соединялось с празднованием Крещения Господня и совершалось 6 января (по старому стилю) под общим названием Богоявления. Свидетельством древнего соединения этих праздников доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в совершении богослужения данных праздников: тому и другому празднику предшествует сочельник, когда нужно поститься до первой звезды, помимо этого, чин богослужения в Навечерии обоих праздников и в сам день праздника совершенно одинаков.

Помимо основной причины установления праздника, заключавшейся в прославлении события явления во плоти Господа Иисуса Христа, было и другое обстоятельство, сподвигшее Святую Церковь к установлению воспоминания Рождества Сына Божия. Несколько раньше, чем в Христианской Церкви, у еретиков-гностиков было введено празднование Крещения Господня. Данному событию еретики придавали большое значение, ложно утверждая, что именно в момент Крещения на простого человека Иисуса сошло Божество в виде голубя, после чего Он стал Сыном Божиим. Но ничто так не увлекало некоторых христиан в ересь, как красочное празднование гностиками данного события. В связи с этим, Христианской Церкви необходимо было противопоставить гностическому празднику свой, такой же, но с иным догматическим содержанием. И вот, Святая Церковь установила и у себя торжественный праздник Крещения Господня, назвав его Богоявлением, тем самым указывая, что в этот день Христос не стал впервые Богом (как учили гностики), а только явил Себя Богом. Чтобы окончательно опровергнуть еретическое учение гностиков относительно неправильного понимания ими Крещения Христова, Церковь присоединила к воспоминанию Крещения Господня и воспоминание Рождества Христова, как события явления Бога во плоти, подчеркивая, что Христос изначально уже был Богом. Итак, празднование Богоявления во всех его формах включало следующие воспоминания: явление Бога во плоти — Рождество; явление Троицы — в Крещении и, вообще, сам факт явления Бога на земле.

Праздник Рождества Христова был впервые отделен от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века. Перенос праздника на 25 декабря (по старому стилю) был связан с тем, что в этот день римляне отмечали языческий праздник в честь зимнего солнцеворота — день рождения «непобедимого солнца», которого не могла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. Этот праздник обновляющегося «бога солнца» был днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов, детей и проч. Перенесением праздника Рождества Христова на 25 декабря Церковь ставила целью создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем. Неслучайно в богослужении праздника Рождества Христова подчеркивается, что Христос является Солнцем Правды, Светом мира, Спасителем людей, Победителем смерти.

Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно – во второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было совершено в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия, ориентировавшегося на практику Римской Церкви. Уже из Константинополя, являвшегося столицей крупнейшей Византийской империи, обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку. Перенесение даты празднования Рождества Христова на 25 декабря имело еще и другое основание. По мысли ряда видных отцов Церкви III и IV вв. (свт. Ипполит Римский, Тертуллиан, свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Александрийский, блаж. Августин), 25-е число декабря месяца исторически более всего соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа.

Рождественский пост – время приготовления ко встрече праздника
Величию события пришествия в мир Спасителя соответствует место праздника Рождества Христова в годовом богослужебном круге. Ни один из двунадесятых праздников не празднуется Церковью с таким торжеством, как праздник Рождества Христова. По мысли Богослужебного Устава данный праздник является «второй Пасхой». Неслучайно в древних списках Богослужебного Устава под 25 декабря значилось: «Пасха». К достойной встрече Рождества Христова Церковь приготавливает нас подобно тому, как совершается предпасхальное приготовление: и Рождеству Христову, и Святой Пасхе предшествует сорокадневный пост (в литургической науке рождественский пост иногда называется «Малой Четыредесятницей» в отличие от Великого поста, именуемого «Святой Четыредесятницей»), а в дни предпразднства Рождества Христова на повечериях исполняются каноны, составленные по образцу канонов Страстной седмицы.

Период празднования события Рождества Христова отличается особой продолжительностью: включая, помимо самого дня праздника, 5 дней предпразднства и 6 дней попразднства, рождественские торжества длятся 12 дней. Последний день предпразднства Рождества Христова называется Навечерием. Церковный Устав предписывает в этот день строгий пост — полное воздержание от пищи до окончания вечернего богослужения (на практике, однако, вечерня обычно совершается в утренние часы). О качестве вкушаемой в Навечерие пищи свидетельствует другое название этого дня, употребляемое в просторечии, — сочельник. Данное наименование происходит от слова «сочиво», означающего вареную пшеницу с медом.

Особенности богослужения

Богослужение Навечерия и самого праздника представляет собой единый литургический цикл, продолжающийся двое суток. Подобная структура богослужения встречается еще лишь дважды в году: на Богоявление (Крещение Господне), которому также предшествует Навечерие, и на Пасху, которой предшествует Великая Суббота.

В Рождественский сочельник совершается особый вид богослужебных часов – Великие (или Царские) часы. Название «царские» они получили только на Руси, что было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения, который был воспринят и московскими царями. Совершаются Царские часы отдельно от других служб: на каждом часе поются праздничные стихиры, читаются паремии, Апостол и Евангелие. Вечерня в Навечерие соединяется с литургией святителя Василия Великого; на вечерне читаются 8 паремий, содержащих пророчества о пришествии в мир Спасителя. По окончании литургии святителя Василия Великого на середине храма поставляется свеча, символизирующая Вифлеемскую звезду, около которой духовенство поет тропарь и кондак праздника.

Всенощное бдение под праздник Рождества Христова состоит из великого повечерия, утрени и первого часа. В самый день праздника полагается литургия Иоанна Златоуста, которая, по сложившейся традиции, совершается ночью.

Вышеописанный порядок богослужения меняется, если сочельник выпадает на субботу или воскресенье, а сам праздник — соответственно на воскресенье или понедельник. В этом случае Царские часы совершаются в пятницу, в сочельник служится литургия святителя Иоанна Златоуста и вечерня совершается не до, а после литургии; литургия же святителя Василия Великого переносится на самый день праздника.

Алешков В. В.(преподаватель Николо-Угрешской Православной Духовной Семинарии)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *