Святками называется чреда праздничных дней от Рождества Христова до Крещения Господня (Богоявления). Указания на эти дни можно найти уже в IV – V в. у Отцов Церкви (Ефрем Сирин, Амвросий Медиоланский, Григорий Нисский и Савва Освященный. Окончательно празднование Святок было закреплено на II Туронском соборе (567 г.). Согласно Церковному уставу в Святки «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий».
Что же мы празднуем в эти дни?
В эти дни Церковь, а вместе с ней и все верующие празднуют рождение нашего Господа Иисуса Христа. Весь мир славит пришествие в мир Спасителя, которому надлежит пострадать за нас и тем самым дать возможность войти в Царствие Небесное. Поэтому в эти дни Святая Церковь призывает нас к делам любви и милосердию, чтобы радостная весть о рождении Спасителя дошла до каждого создания. Из Византии на Русь пришла добрая традиция на Святках посещать, кормить и дарить подарки больным, бедным, сиротам, томящимся в заключении и всем нуждающимся, чтобы каждый мог стать соучастников этого радостного события, почувствовать, как милосерд Господь Бог, пославший на Землю своего Сына Иисуса Христа для нашего спасения… И сегодня многие, следуя этой традиции, в Святочные дни посещают больницы, дома престарелых и детские дома, делясь радостью с теми, кто более всего нуждается в любви и заботе. Многие священники делают акцент на том, что Святки – это период духовной радости, а не плотской. Пост в еде заканчивается, но начинается период особенно интенсивной духовной жизни. Пост был не целью, а только приготовлением души и тела для встречи праздника Рождества Христова. В эти дни следует посещать церковные богослужения, стараться причаститься Святым Христовым Тайнам. Церковь на Святках прославляет Пресвятую Богородицу (8 января Собор Пресвятой Богородицы), а также вспоминает великих святых: первомученика и архидиакона Стефана (9 января), правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня по плоти (10 января), Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (11 января), пророка Малахии, последнего ветхозаветного пророка, свидетельствующего о скором пришествии Миссии (11 января) и др.
Погружение в прорубь – традиция, а не таинство
Святки кончаются праздником Крещения Господа нашего Иисуса Христа (Богоявлением). По доброй традиции, многие православные в этот день трижды с крестным знамением погружаются в прорубь. Эта традиция имеет древние корни, однако, следует отметить что она не является обязательной и не носит в себе никакого религиозного значения. К сожалению, в последнее время традиция погружения в прорубь на Крещение стала модной. Масса людей на Крещение, не заходя в храм Божией и не задумываясь о глубочайшем смысле данного праздника, стремится окунуться троекратно в проруби, ожидая какой-то магической силы. Правда, есть и те люди, которые приходят ради компании или из простого любопытства. И сколько бы не было написано статей о крещенской воде и самом празднике Богоявления, в народе до сих пор существуют некоторые суеверия. Самое распространенное из них гласит о том, что после окунания в освященный прорубь человеку прощаются грехи. Грехи прощаются человеку только в таинстве Покаяния. Еще одно заблуждение – если человек не может окунуться в прорубь, то он обязательно должен искупаться в ванной. Конечно, хорошо встречать праздник чистым, но как мытье в ванной может быть связанно с символическим купанием в «иордани»?
Народные обычаи, противоречащие православию
На Руси существовало множество народных суеверий, которые, к сожалению, живы и по сей день. После долгого поста некоторым невоцерковленным людям очень хочется расслабиться и хорошенько повеселиться, при этом формально оставаясь чадами православной Церкви. Вот, тут-то и приходит на выручку народное суеверие, не имеющее ничего общего с православием. Согласно ему, после рождение Спасителя Господь в честь праздника отпустил на несколько дней всех бесов, томящихся в Аду. И теперь вплоть до праздника Крещения они ходят по Земле и соблазняют простых людей. Из этого суеверия люди сделали простой вывод (собственно, в свое время ради этого они эту историю и выдумали) — если Бог дозволил нечистой силе разгуливать среди людей, то разве можно винить людей в их проделанных грехах. Как удобно оправдываться фразой «бес попутал». Эта легенда породила со временем множество обычаев, совершенно не совместимых с православным учением. Например, что в Святки можно, и даже нужно, гадать. Эта традиция стала столь распространенной, что ей иногда пытаются следовать даже просто из простого любопытства и ради веселья. Мало, кто задумывается, что гадание даже в шутку является страшным грехом и может повлечь за собой страшные последствия. Приведем здесь реальную историю одной девушки:
«Пришла я с загадок и задумала суженого вызвать — страх захотелось мне узнать, правда это или нет, что к девушкам ночью суженые приходят. Вот я стала ложиться спать, положила гребенку под головашки и сказала: «Суженый-ряженый, приди ко мне мою косу расчесать». Сказавши так-то, взяла я и легла спать, как водится, не крестясь и не помолившись Богу. И только это я, милые мои, заснула, как слышу, полез кто-то мне под головашки, вынимает гребенку и подходит ко мне: сдернул с меня дерюгу, поднял, посадил на кровати, сорвал с моей головы платок и давай меня гребенкой расчесывать. Чесал, чесал да как дернет — ажно у меня голова затрещала. Я как закричу… Отец с матерью вскочили: мать ко мне, а отец огонь вздувать. Вздули огонь, отец и спрашивает: «Чего ты, Апрось, закричала?» Я рассказала, как я ворожила и как меня кто-то за косы дернул. Отец вышел в сенцы, стал осматривать двери — не видать ничего. Пришел он в избу, взял кнут и давай меня кнутом лупцевать — лупцует да приговаривает: «Не загадывай, каких не надо, загадок, не призывай чертей». Мать бросилась, было, отнимать — и матери досталось через меня. Легла я после того на постель, дрожу вся как осиновый лист и реву потихоньку: испугалась, да и отец больно прибил. А утром, только я поднялась — вижу, голова моя болит так, что дотронуться до нее нельзя. Глянула я около постели своей на земь — вся земь усыпана моими висками. Вот как «он» меня расчесывал. Стала я сама расчесывать косу, а ее и половину не осталось — всю почти суженый выдернул».
Вопрос о гадании на Святках хочется завершить фразой диакона Андрея Кураева, на мой взгляд, достаточно емкой и понятной: «Cвяточные гадания, – это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении».
К святочным народным традициям — суевериям, против которых Церковь выступала во все времена, относится также обычай «рядиться», предаваться пляскам, ставить блюдечко с молоком для домового и тем более кулачные бои. По статистике, до революции смертность во время кулачных боев была достаточно большая. Борясь с этим видом игрищ, Церковь до Петра I приказывала не отпевать умерших в кулачных боях, приравнивая их к самоубийцам. Впоследствии кулачные бои вновь были запрещены как антихристианские указом императора Николая I в 1832 году. Этот указ действовал вплоть до революции 1917 года, однако и в Советское время к кулачным боям относились негативно. Возрождение традиции кулачных боев относится уже к 90-м годам. Сегодня этот обычай стал достаточно популярным в виду оживления интереса к древней Руси и распространения неоязычества.
Народных суеверий значительно больше, здесь мы перечислили лишь самые распространенные. Сегодня, встречая Святки, каждый человек при составлении плана своего времяпрепровождения в праздники должен в первую очередь подумать, что из намеченного угодно и не оскорбляет Господа. Что прилично этим дням, которые Церковь определила как дни радости от встречи со Спасителем. Задумайтесь, насколько ваши поступки, хотя бы в эти дни, соответствуют той цели, ради которой Бог послал Сына своего на Землю.
Пискунова А. В. (историк, аспирантка ИФ МГУ)