Сретение Господа нашего Иисуса Христа

В этот день Святая Церковь вспоминает евангельское событие, описанное евангелистом Лукой, когда на 40-й день Пресвятая Богородица и Праведный Иосиф, следуя ветхозаветному закону, принесли в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа, где его встретили Праведные Симеон Богоприимец и Пророчица Анна. Сегодня наш рассказ будет посвящен именно этим двум угодникам Божиим, Праведным Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице, святым, чьи образы неразрывно связаны с праздником Сретения Господня (особым днем для почитания этих святых Церковь определила день 16 февраля по новому стилю).

В Евангелие почти ничего не говорится о жизни этих двух святых до встречи со Спасителем, однако их житие сохранило Священное Предание, которое наравне со Священным Писанием чтит наша Церковь. Из Церковного Предания мы узнаем, что Праведный Симеон был одним из семидесяти двух переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание Ветхого Завета с еврейского языка на греческий для своей библиотеки в Александрии. Этот «Перевод семидесяти толковников» (Септуагинта) впоследствии стал источником для перевода Библии на славянский язык св. равноапостольными Кириллом и Мефодием. Для перевода Праведному Симеону досталась книга пророка Исаии. И вот, дойдя до того места, где в еврейском тексте говорится: «Се, Де-ва во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14), Праведный Симеон пришел в недоумение. Употребление в этой фразе слова «дева» он принял как ошибку или описку, ведь дева, т.е. девственница не может родить ребенка. Будучи уверенный в невозможности и ошибочности выбранного еврейским автором слова «дева», Праведный Симеон поспешил было исправить неточность. Он хотел написать вместо «дева» слово «жена». Но стоило ему только начать исправлять, как явился Ангел и удержал его руку, говоря: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». С этого дня Праведный Симеон стал ожидать пришествия Обетованного Миссии. Шли десятилетия, а Господь давал ему силы жить дальше, дабы он при жизни стал свидетелем исполнения пророчества.

И вот, уже на 360 году жизни Господь даровал святому увидеть воочию обещанного Мессию. Праведный Симеон был приведен Святым Духом в Иерусалимский храм именно в тот момент, когда Иосиф Обручник и Дева Мария с младенцем Спасителем пришли в храм, чтобы представить своего первенца пред Господом и принести положенную иудейским законом жертву. Ему было открыто, что этот младенец и есть Избавитель Мира сего, о котором пророчествовали все пророки. С почтительным трепетом седовласый старец принял на свои руки Младенца Христа со словами: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людий: свет во откровение языком, и славу людий Твоих Израиля». Затем Праведный Симеон обратился к Пресвятой Богородице, пророчествуя о грядущим: «Се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо: и Тебе же Самой душу пройдет оружие: яко да открыются от многих сердец помышления» (Лк. 2: 29-35). Увидев обетованное, Праведный Симеон Богоприимец вскоре представился ко Господу. Мощи святого около VI века были перенесены в Константинополь в Халкопратийский храм (церковь у Медных врат Константинополя). В настоящее время часть мощей праведника хранится в двух хорватских городах (Задар и Загорье), а другая — в Ахене (Германия).

В Евангелии от Луки упоминается также о некой Анне Пророчице. Святая происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Прожив в браке всего семь лет, Праведная Анна после смерти мужа вела строгую благочестивую жизнь, «не отхождаше от церкве, постом и молитвами служащи день и нощь». За свою праведную жизнь святая была удостоена от Господа не только дара пророчества, но также сподобилась воочию увидеть Богомладенца Христа. Праведной Анне было уже 84 года, когда она увидела в Иерусалимском храме Младенца Иисуса Христа. После сказанных Праведным Симеоном слов Праведная Анна Пророчица также пророчествовала о младенце как о Господе «всем чающым избавления во Иерусалиме» (Лк.2:38).

 

Пискунова А. В. (историк, аспирантка ИФ МГУ)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *