7 апреля (25 марта – по старому стилю) совершается празднование, посвященное воспоминанию одного из ключевых событий Евангельской истории – Благовещения Пресвятой Богородицы. Об особом значении данного события свидетельствуют богослужебные тексты праздника. В частности, в праздничном тропаре мы слышим такие слова: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует…». Таким образом, Церковь ставит Благовещение во главу нашего спасения, так как в этот знаменательный день произошло зачатие во чреве Божией Матери Спасителя мира – Господа нашего Иисуса Христа, ставшее началом спасения всего человеческого рода.
Событие Благовещения описывается в Евангелии от Луки (Лк. 1, 26-38). Согласно Евангельскому повествованию, в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветой святого Иоанна Предтечи к Пресвятой Деве Марии в город Назарет от Бога был послан Архангел Гавриил с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира.
Явившись Деве Марии, Архангел Гавриил приветствовал Ее, говоря: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1, 28), тем самым указывая, что Пречистая Дева обрела особую благодать у Бога. По мнению ряда богословов, слова Архангела Гавриила – «Радуйся, Благодатная» – стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. Приветствие Архангела смутило Деву Марию, и Она стала размышлять о значении услышанного. Однако Архангел развеял возникшее недоумение, сказав о том, что от Нее родится долгожданный Мессия. Небесный посланник открыл Пресвятой Деве и то, что воплощение Сына Божия совершится посредством чудесного воздействия на Нее Святого Духа. Это уточнение было особо важно для Девы Марии, ранее давшей Богу обет девства. Увидев в словах Архангела волю Божию, Она произносит решающие слова: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Смиренное согласие Пресвятой Девы стать Матерью Божией стали отправной точкой в деле спасения человеческого рода. Воплощение Сына Божия произошло по воле Бога Отца, но необходимо было и согласие человечества. Оно было дано устами Пресвятой Девы, когда Она произнесла вышеприведенные слова.
История Благовещения также нашла свое отражение и в апокрифических текстах II века: «Протоевангелии Иакова» и «Книге о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя». Следует отметить, что апокрифические тексты в целом согласны с Евангельским повествованием, но добавляют к нему ряд подробностей, повлиявших на формирование иконографии праздника. В частности, из повествования вышеуказанных апокрифов мы узнаем, что Пресвятая Дева услышала архангельское благовестие сначала у колодца или источника, куда Она пошла за водой, а затем в доме, где Она, согласно выпавшему Ей жребию, пряла завесу или ковер для иерусалимского храма.
Несмотря на сравнительно позднее литургическое происхождение Богородичных праздников, о чествовании события Благовещения уже с первых веков христианства свидетельствуют нам росписи катакомб 2-й пол. II – 1-й пол. III вв. Грандиозное открытие святой равноапостольной царицей Еленой в начале IV в. святых мест Палестины, связанных с событиями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, способствовало активному храмовому строительству на Святой Земле. Место Благовещения не стало исключением. Блаженный Иероним Стридонский (342—420 гг.) пишет о том, что в Назарете, в годы его жизни в Палестине, на месте, где Архангел благовествовал Деве Марии о зачатии от Нее Спасителя, был сооружен храм в память Благовещения Пресвятой Богородицы. Исходя из этого, можно предположить, что первый храм на месте Благовещения был основан в IV в. во время правления святого равноапостольного императора Константина Великого. Возможно, что именно с этим обстоятельством связано и установление празднования Благовещения как отдельного праздника. Таким образом, можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV в. Повсеместное же распространение данного праздника относится ко времени не позднее VII в. Все византийские памятники VIII и последующих веков указывают Благовещение среди важнейших праздников, богослужение которого неизменно совершается 25 марта. Указанная дата имела огромное значение в византийской традиции и считалась не только датой Благовещения, но и днем сотворения мира, и исторической датой Воскресения Христова; уже от нее отсчитываются даты ряда других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества святого Иоанна Предтечи. Отсюда становится понятным, почему именно день Благовещения нередко служил началом церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе.
Что же касается названия праздника, то современное наименование «Благовещение» (греч.: εὐαγγελισμός) было закреплено за данным днем лишь с VII в. Ранее для обозначения рассматриваемого праздника использовались различные наименования: греческие – день приветствия, возвещение, день/праздник Благовещения; латинские – Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии, приветствие Марии, Благовещение святой Марии о зачатии, Благовещение Христа, начало искупления, зачатие Христа, праздник Воплощения.
Праздник Благовещения может совпасть с днями Великого поста или Светлой (пасхальной) седмицы, в промежутке от четверга 3-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы (включительно). Таким образом, в большинстве случаев этот праздник выпадает на период Великого поста. Благовещение может совпасть также с Лазаревой субботой, праздником Входа Господня в Иерусалим, одним из дней Страстной седмицы, Пасхой или одним из трех первых дней Светлой седмицы. Устав соединения службы Благовещения с различными богослужениями Триоди достаточно сложен, в связи с этим обширный раздел Типикона составляют так называемые «Благовещенские главы», регламентирующие совершение богослужения на Благовещение в зависимости от того, с каким днем годового подвижного круга этот праздник совпадает.
На особое значение праздника Благовещения указывает то обстоятельство, что в этот день всегда служится полная Литургия (даже в Великую Пятницу, в которую совершение Литургии не положено). Литургия в праздник Благовещения всегда совершается по чинопоследованию святителя Иоанна Златоуста или святителя Василия Великого. Литургия святителя Василия Великого совершается в том случае, когда праздник выпадает на Недели (воскресения) Великого поста (кроме Недели Ваий – праздника Входа Господня в Иерусалим), в Великий Четверг и Великую Субботу. В остальных случаях служится Литургия святителя Иоанна Златоуста.
Богослужебные тексты праздника Благовещения Пресвятой Богородицы отличаются особой поэтичностью и представляют собой пространное и глубокое толкование Евангельского повествования о благовестии Архангела Гавриила Деве Марии перед зачатием Ею Сына Божия. Интересно отметить, что праздничный канон написан в форме диалога между Архангелом и Пресвятой Богородицей, в связи с этим его чтение должно сопровождаться и соответствующими припевами: «Богородица рече» и «Ангел возопи». И каждый тропарь канона представляет собой речь одного из участников этого диалога.
Учитывая особое значение события Благовещения, оно издревле почиталось в Православной Церкви, что выражается в частом чтении Акафиста Пресвятой Богородице (Данный акафист поется не только в монастырях, но и в большинстве храмов в Греции и на Кипре на будничном повечерии; в России в частной и церковной молитве), в широком использовании тропаря «Богородице Дево…», в посвящении Благовещению многих храмов и монастырей. Благовещение также праздновалось на Руси как начало спасения и освобождение человечества. Это привело к обычаю в день Благовещения выпускать из клеток птиц на волю. В Греции и на Руси в этот день старались избегать даже самой легкой работы.
Алешков В. В.
(преподаватель Николо-Угрешской Православной Духовной Семинарии)