Праздник Светлого Христова Воскресения (Святой Пасхи) является вершиной всего церковного года. Святитель Григорий Богослов, указывая на исключительное положение данного дня среди прочих церковных праздников, в своем 45-м Слове на Пасху говорит следующее:
«Ныне спасение миру, миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, восходите и вы. Христос из гроба, освобождайтесь от уз греха, отверзаются врата ада, истребляется смерть. Она у нас праздников праздник и торжество торжеств, столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».
Господствующее положение данного праздника в литургическом календаре Православной Церкви обусловлено исключительной важностью воспоминаемого в этот день события Евангельской истории – Светлого Христова Воскресения. В своем послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор.15:14, 17). Таким образом, проповедь о Воскресении Христовом является средоточием всего Евангельского благовестия и непоколебимым основанием нашей веры. Именно Воскресение Христово запечатлело победу над диаволом и возвестило освобождение человечества от последнего из последствий греха – телесной смерти. Уже после всеобщего воскресения смерть, побежденная Воскресением Христовым, будет окончательно изгнана им мира: «Последний же враг истребится – смерть» (1 Кор.15:26). Поэтому Воскресение Христово переживается Церковью как таинство нашего приобщения Божественной жизни, бессмертию и нетлению.
Наименование дня Светлого Христова Воскресения словом «Пасха» берет свое начало от ветхозаветного праздника Пасхи, который, в свою очередь, получил свое название от еврейского слова «песах» (что в переводе означает: «проходить мимо»). Ветхозаветная Пасха была установлена в воспоминание исхода евреев из Египта и их освобождения от египетского рабства, когда Ангел Господень, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо. В Христианской Церкви наименование «Пасха» обрело особый смысл и стало обозначать переход от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в богослужебных текстах праздника Пасхи Христовой: «Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к Небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия» (ирмос 1-й песни пасхального канона).
Праздник Святой Пасхи было установлен в Христианской Церкви еще в апостольские времена, однако во II-III вв. он отмечался в разных местностях по-разному и нередко понимался не как праздник Воскресения Христова (Пасха Воскресная), а как день крестной смерти Спасителя (Пасха Крестная). Впоследствии Пасха Воскресная получила в церковном сознании преобладающее значение по сравнению с Пасхой Крестной. Также в Древней Церкви вплоть до IV века не было единомыслия в вопросе о дате празднования Пасхи Христовой. Так, некоторые Восточные Церкви, и в их числе Малоазийские, ссылаясь на предание ап. Иоанна Богослова, праздновали христианскую Пасху в один день с еврейской – 14 нисана, независимо от того, на какой день седмицы она приходилась, и с этого числа прекращали пост. Впрочем, это празднование совершалось в христианском смысле; вышеуказанные Церкви в 14-й день нисана совершали торжество в воспоминание крестной смерти Спасителя (Пасха крестная), а затем, через день, праздновали Пасху Воскресения (Пасха воскресная), но опять в какой бы день седмицы она не приходилась. Другие Церкви, в числе которых была и Римская Церковь, ссылаясь на предание ап. Павла, совершали воспоминание страданий и смерти Спасителя в первую пятницу после 14-го нисана, а годичную память Воскресения Христова в первый за тем воскресный день, и с этого дня прекращали пост. Данные разногласия между литургическими практиками различных Церквей привели к спорам о времени празднования Пасхи, возникшим в конце II века. Конец этим разногласиям был положен на I Вселенском Соборе 325 г. в Никее, на котором было установлено праздновать Пасху (в память Воскресения Христова) в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, с условием, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской, а воспоминание Страстей Господних закрепилось за пятницей перед этим воскресеньем, получившей наименование Великой.
Учитывая исключительно важное положение праздника Святой Пасхи в годовом круге церковных служб, богослужение данного дня, как и всей последующей за ним седмицы (именуемой Светлой седмицей), совершается с особой торжественностью. Празднование Воскресения Христова предваряется полунощницей, во время которой Плащаница вносится в алтарь и полагается на престоле, где она будет находиться до отдания Пасхи – в воспоминание того, что Спаситель после Своего Воскресения пребывал на земле в течение 40 дней. Вслед за полунощницей совершается пасхальная утреня, открывающая собой цикл пасхального богослужения. Начало пасхальной утрени предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма с пением стихиры: «Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Участвуя в данной процессии, верующие символически уподобляются мироносицам, шедшим ранним утром ко гробу Спасителя.
Обойдя храм, крестный ход останавливается перед закрытыми западными дверями храма. Здесь настоятель произносит начальный возглас пасхальной утрени, после чего многократно исполняется пасхальный тропарь, пение которого чередуется с особыми стихами из Псалтири. Также настоятель приветствует верующих словами пасхального благовестия: «Христос воскресе!», на что молящиеся громогласно отвечают: «Воистину воскресе!». Пение пасхального тропаря и возглашение пасхального приветствия впоследствии многократно будет повторяться на протяжении всего пасхального богослужения. Затем двери храма открываются, и процессия входит в храм, где продолжается чинопоследование пасхальной утрени. Вслед за мирной ектенией поется пасхальный канон, составленный в VIII веке преподобным Иоанном Дамаскиным. Тропари канона содержат призыв к радости о Воскресении Христовом, а также прославляют Христа как Победителя ада и смерти. На каждой песни канона совершается каждение всего храма. После исполнения канона поются стихиры Пасхи, во время которых священнослужители христосуются в алтаре. Христосование с верующими, из-за многолюдства, обычно совершается в конце службы.
В завершении пасхальной утрени читается «Огласительное слово» святителя Иоанна Златоуста, в котором все верующие призываются насладиться пасхальным торжеством и войти в радость Воскресшего Спасителя: «Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости! Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть!»
После утрени поются пасхальные часы, вслед за которыми совершается пасхальная литургия по чину святителя Иоанна Златоуста. Пасхальной литургией открывается круг годовых апостольских и евангельских чтений. За литургией пасхальной ночи читается первое зачало Евангелия от Иоанна – о Божестве Господа нашего Иисуса Христа (Ин. 1, 1-17), так как Воскресение Христово является самым ярким доказательством Божественного достоинства Спасителя. По традиции Русской Церкви, данный евангельский отрывок звучит на разных языках, особенно на древних, в знак того, что апостольская проповедь о Христе Воскресшем распространилась по всей земле, среди всех народов.
В конце литургии в первый день Пасхи совершается освящение артоса – особого хлеба с изображением на нем Креста или Воскресения Христова. Артос в течение всей Светлой седмицы находится в храме на особом столе перед иконостасом, в пятницу вечером он раздробляется, и раздаются верующим после литургии в субботу. Происхождение артоса традиционно связывается с апостольской практикой: привыкнув вкушать трапезу вместе с Господом, апостолы, после Вознесения Спасителя на небо, отлагали часть хлеба для Него, тем самым указывая на Его невидимое присутствие среди них.
К особенностям пасхального богослужения относится и то, что царские врата, а также боковые двери алтаря, на протяжении всей Светлой седмицы остаются открытыми, символически указывая на открытие Господом врат Царствия Божия посредством Своего Воскресения.
Праздник Светлого Христова Воскресения в отличие от других церковных праздников длится не один день, но целую неделю, на протяжении которой отменяется всякий пост, а богослужение с некоторыми незначительными изменениями повторяет службу первого дня Святой Пасхи. Последующие четыре с половиной недели представляют собой период попразднства Пасхи, в который за богослужением продолжают употребляться пасхальные тексты, однако в значительно меньшем объёме, по сравнению с праздником Пасхи и Светлой седмицей. Отдание праздника Пасхи совершается накануне Вознесения Господня, празднуемого на 40-й день по Пасхе.
Алешков В. В.
(преподаватель Николо-Угрешской Православной Духовной Семинарии)