На 50-й день по Пасхе Святая Церковь совершает празднование события сошествия Святого Духа на апостолов в виде огненных языков, именуемого Пятидесятницей. Подробное повествование об этом событии мы находим во 2-й главе книги Деяний святых апостолов. Еще во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос неоднократно предсказывал апостолам пришествие Утешителя, Духа истины, Который обличит мир в грехе, а также наставит учеников Спасителя на благодатный путь истины и правды и прославит Христа (см.: Ин. 16, 7-14). Перед Вознесением Спаситель снова напоминает апостолам о Своем обещании послать им Утешителя: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1, 8). Обетование Господа вскоре исполнилось, когда на 50-й день после Его Преславного Воскресения ученики Христовы совместно молились в Сионской горнице. Внезапно послышался шум, и появились разделяющиеся огненные языки, которые почили на каждом присутствующем. Непосредственно за этими внешними явлениями последовало внутреннее изменение в учениках Христовых: «И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 4).
Значение снисхождения Святого Духа на апостолов можно без преувеличения назвать чрезвычайным. Апостолы совершенно переменились, стали как бы другими людьми; они впервые отбросили все опасения перед иудейскими старейшинами и первосвященниками и вышли на открытую и бескомпромиссную проповедь Распятого и Воскресшего Спасителя мира, а Дух Святой стал их постоянным вдохновителем и руководителем. И богатые плоды не замедлили себя ждать: в этот же день после вдохновенной проповеди апостола Петра около трех тысяч человек приняли Крещение во имя Иисуса Христа (см.: Деян. 2, 41). С того времени Церковь Христова стала расти и распространяться. В связи с этим становится понятным и значение дара языков, который способствовал распространению евангельской проповеди по всему миру.
Праздник Пятидесятницы, по словам церковных песнопений, есть праздник «попразднственный», конечный. Он завершает собой длинную чреду праздников, связанных с воспоминанием основных событий евангельской истории – от Благовещения Пресвятой Богородицы до Пасхи и Вознесения Господня. Праздник Пятидесятницы является славным концом долгого, крестного, тернистого пути спасения мира Господом нашим Иисусом Христом, днем рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.
В русской традиции праздник Пятидесятницы получил наименование «дня Святой Троицы». Несмотря на то, что данное название отсутствует в Церковном Уставе и богослужебных книгах, однако оно вполне соответствует смыслу данного праздника, так как в богослужении этого дня Святая Троица прославляется особым образом. Наиболее подробно догмат о Святой Троице раскрывается в праздничной стихире, помещенной в цикле стихир на «Господи, воззвах»: «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся…». В других богослужебных текстах праздника Пятидесятницы также неоднократно говорится о поклонении Святой Троице.
Что же касается история рассматриваемого нами праздника, то она своими корнями уходит в Ветхий Завет. В Ветхозаветной Церкви праздник Пятидесятницы являлся одним из трех важнейших торжеств (Пасха, Пятидесятница, Кущи), для празднования которых все лица мужского пола (с 12 лет и выше) обязаны были собираться в Иерусалим. Он был установлен в освящение жатвы или первых плодов, так как к этому дню оканчивалась жатва, начинавшаяся сразу после Пасхи. Впоследствии с праздником Пятидесятницы в иудаизме стало соединяться воспоминание дарования Завета на горе Синай, случившееся на пятидесятый день по выходе евреев из Египта.
Интересно отметить, что в год смерти Христовой праздник иудейской Пятидесятницы приходился на воскресенье и совпал с днем первой христианской Пятидесятницы, что, несомненно, не случайно и весьма символично. Как христианская Пасха заменила собой иудейскую Пасху, так и христианская Пятидесятница в этот день заменила собой ветхозаветную Пятидесятницу: «В какой день дан закон (ветхозаветный), в тот же нужно было даровать и благодать Духа, потому что как Спаситель, имея понести святое страдание, благоволил предать Себя на это страдание не в иное время, а в то, в которое закалали агнца, чтобы связать истину с самим образом, так и сошествие Святого Духа, по благоизволению свыше, даровано не в иное время, но в то, в которое дан закон, чтобы показать, что и тогда законополагал и теперь законополагает Дух Святой…. Так как в день Пятидесятницы сносили снопы новых плодов и разные лица сходились под одно небо в Иерусалиме, то в этот же день имело быть и то, чтобы начатки от всякого народа всех живущих под небом народов собирались в один сноп благочестия и по слову апостольскому приводились к Богу» (блаж. Феофилакт Болгарский).
Следует подчеркнуть, что первоначально в Древней Церкви под Пятидесятницей понимался не сам день праздника, а особый 50-дневный период церковного года, наступающий после праздника Святой Пасхи (например, Тертуллиан называет Пятидесятницу «радостнейшим периодом»). Лишь в IV в. Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи, но и как самостоятельный праздник. Вслед за Пятидесятницей в особое празднование выделилось и Вознесение Господне, которое до конца IV в. совершалось вместе с Пятидесятницей. Предположительно, разделение двух праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381 г.) и имело целью подчеркнуть особую роль Святого Духа в создании Церкви Христовой.
Праздник Святой Пятидесятницы относится к числу подвижных Господских праздников и всегда приходится на 8-ю Неделю по Пасхе. Он имеет шесть дней попразднства. Отдание праздника бывает в следующую субботу. Праздник Пятидесятницы не имеет периода предпразднства по причине совершения накануне в Троицкую субботу заупокойного богослужения.
За праздничным Всенощным бдением – впервые после Великой Субботы – поется стихира: «Царю Небесный…», более известная под названием «молитва Святому Духу». С этого дня она включается также и в домашнее молитвенное правило. Помимо этого в конце праздничной Литургии, после возгласа священника: «Спаси, Боже, люди Твоя..», в первый раз после Великой Субботы поется другой известный текст: «Видехом Свет истинный…». Многодневное воздержание от пения таких общеупотребляемых богослужебных текстов являет в нашей жизни подобие того ожидания, в каком находились апостолы, чтобы, встречая вместе с ними праздник Пятидесятницы, наша радость была такой же полной.
По сложившейся давней богослужебной практике Русской Церкви, сразу после окончания Литургии в день Святой Пятидесятницы совершается великая вечерня, на которой читаются три молитвы святителя Василия Великого с коленопреклонением (колена преклоняются впервые после Пасхи).
Традиционно в праздник Пятидесятницы храмы и жилища украшаются ветвями деревьев, растениями и цветами, что имеет глубокий духовный смысл. Деревья и цветы – символ вечно обновляющейся природы – указывают нам на таинственное обновление душ наших силою Святого Духа, служат напоминанием и призывом к духовному обновлению и жизни во Христе Господе и Спасителе нашем. Вместе с тем, эти украшения напоминают ту священную дубраву, где Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников.
Алешков В. В.
(преподаватель Николо-Угрешской Православной Духовной Семинарии)