Сегодня мы живем в обществе, во многом сформированном под воздействием западной культуры. Здесь есть свои плюсы, но есть и явные минусы, среди которых слепое копирование разрекламированных Западом национальных традиций и праздников. Праздник Хэллоуин как раз относится к подобным явлениям. За последние десять лет резко возросло число россиян, которые собираются отмечать этот день. Если в начале 2000-х, согласно социологическим опросам Левада-Центра, «четверо из пяти опрошенных россиян знали о празднике, но лишь один из двадцати опрошенных планировал праздновать его», то сейчас это явление принимает массовость. Ночные клубы, магазины, места культуры и отдыха, даже школы и детские сады — все они так или иначе вводят в свою программу различные мистические мероприятия, посвященные этому празднику. Что это за праздник, почему в последние годы он набирает все большую популярность и как он соотносится с православием — на все эти вопросы мы постараемся сегодня ответить.
История праздника
Истоки праздника Хэллоуина восходят к традициям древних кельтов, живших на территории Англии, Ирландии и Шотландии. Согласно кельтским языческим представлениям, жизнь рождалась из смерти так же, как новый урожайный год приходил после «смерти» старого. Новый год, точнее переходное состояние от смерти старого к рождению нового, кельты праздновали в ночь с 31 октября на 1 ноября. Они считали, что в эту ночь духи смерти властвовали на земле, поэтому главным героем праздника стал бог Самайн, почитаемый ими как повелитель смерти. Друиды приносили жертвоприношения князю тьмы и смерти, пытаясь его умилостивить, чтобы он разрешил душам умерших посетить в этот день свои дома. Именно отсюда берет свое начало обычай, получивший столь широкое распространение, ночью на Хэллоуин ходить по улицам и кладбищам переодетыми в привидения и всякую нечисть, символизируя тем самым диалог с потусторонним миром и нечистой силой. С этим обычаем тесно связана традиция готовить всякие угощения и выставлять их около дверей или раздавать ряженым. Изначально эти угощения представляли собой не что иное как акт приношения темным силам, состоящим на службе у Самайна. Древние кельты считали, что души умерших, возвращаясь из мира смерти на землю, вновь начинают испытывать человеческий голод, и, чтобы они не причинили живым людям вреда, их следовало накормить досыта.
Как мы видим, сам по себе праздник восходит своими корнями к языческим традициям древних кельтов и их празднику в честь бога Самайна. Но откуда же тогда взялось название «Хэллоуин» (англ. Halloween, AllHallows’ Eve или AllSaints’ Eve), переводящееся как «Вечер всех святых» или «ночь перед Днем всех святых»? Ответ мы найдем во всем известной миссионерской традиции переименовывать и наполнять христианским смыслом старые языческие праздники. Святые отцы раннехристианской Церкви старались противопоставить языческой традиции новообращенных народов иные, наполненные уже христианским смыслом, традиции и праздники. Так, в IX веке, когда христианство начало активно распространяться на территории Великобритании, папа Григорий III постановил в день празднования языческого божества Самайна чтить память всех христианских святых (Католическая Церковь отмечает память всех святых 1 ноября, тогда как Православная Церковь празднует этот праздник летом после Дня Святой Троицы).
Идея христианизировать языческий праздник тьмы, как мы видим, не увенчалась успехом. Более того, языческий праздник и отдельные христианские мотивы вследствие безграмотности и невежества слились в одну большую, непонятную и безумную мистерию. Церковная политика по замещению языческого праздника другим христианским нередко приносила благие плоды, как, например, это было с выбором дня празднования Рождества Христова. Здесь уверовавшие и принявшие святое крещение, забыв свое языческое прошлое, восхваляли Спасителя. Увы,
попытка наполнить таким же христианским смыслом древний языческий праздник Самайна не удалась, и вместо святых угодников Божиих в канун Дня всех святых англичане продолжали чествовать другого персонажа — дьявола. Одним из ярких примеров смешения языческого и христианского начал является так называемый «светильник Джека» — всем известная тыква с вырезанной рожицей и свечкой внутри. Какой смысл кроется за традицией Джека-Фонаря? Это символ проклятой души, связанной с легендой о пьянице и проходимце Джеке, подписавшем сделку с самим дьяволом, что тот не будет претендовать на его душу после смерти. В итоге, как повествует легенда, Джек после смерти не смог попасть в Рай (по понятным причинам), но и в ад, по договору с нечистью, не был взят. Он был проклят бродить по земле и «отрабатывать свои долги» до времени Страшного суда. А причем здесь тыква? Неприкаянный мертвец в ожидании Судного дня был вынужден бродить по земле, «освещая себе путь кусочком угля, который ему напоследок бросил лукавый». Этот уголек Джек положил в пустую тыкву (изначально в репу или брюкву) и пустился в странствование по земле. Здесь смешались кельтские языческие представления о ритуальных фонарях, помогающих душам найти путь, и католическое учение о Чистилище. Справедливости ради надо отметить, тыква здесь имеет еще и охранительный характер как оберег от нечисти.
Миграция, глобализация и малодушие
Миграционный поток в США из Англии, прежде всего лиц ирландского происхождения, привел к распространению этого праздника в данном регионе. А дальше ему был открыт прямой путь в Европу благодаря процессу глобализации. Как только Хэллоуин стал активно отмечаться в Северной Америке, он распространился по всему миру. Мода на прозападную, а точнее проамериканскую ориентацию, активно эксплуатируется современными компаниями-производителями товаров для детей и подростков (костюмы, маски, конфеты, украшения и т. д.). Хэллоуин сегодня стал неким трендом, благодаря которому компании ежегодно наживают на потребителях миллионы. Но как подобное стало возможно? Конечно, ключевые роли здесь играют маловерие, апатия, кризис культуры, духовная неграмотность и малодушие. Все, что годами воспринималось как исчадие ада и опасность для общества, теперь вызывает веселье. Оказывается, зло может быть добрым, а заигрывание и подражание нечисти — не что иное как безобидная игра.
Православие и Хэллоуин
Итак, сделав небольшой экскурс в историю, проанализируем, насколько этот праздник совместим с православием, да и вообще полезен для целостности личности.
Само происхождение, сущность и способы выражения этого «праздника смерти» являются языческими, где-то даже откровенно сатанистскими, а значит, несовместимы с православным вероучением о Боге, Воскресении Христовом и загробной жизни. Верования древних кельтов о том, что в эту ночь открывалась дверь в потусторонний мир и обитатели ада проникали на землю, а также поклонение «повелителю смерти» в корне противоречат христианству. Иногда люди, оправдываясь, ссылаются на то, что они так празднуют День всех святых (правда, так говорят люди далекие от Церкви, так как Православная Церковь чествует всех святых летом). Но и в этом утверждении мы необратимо столкнемся с явным противоречием. Чествуя память святых угодников, в большинстве своем мучеников и исповедников, мы не можем переодеваться в костюмы нечисти, так как это является прямым глумлением над памятью святых. Как можно наряжаться теми, с кем они до последнего боролись при своей жизни и от коих они отреклись во имя Христа? Ведь отправляясь к могиле неизвестного солдата, разве кому-нибудь придет в голову надевать нацистский костюм?
Примерив на себя обличие нечистой силы, мы совершаем по церковным канонам тяжелый грех, так как фактически отдаемся на служение дьяволу. Нельзя в шутку себя поджечь и остаться не поврежденным огнем. Вся символика этого праздника чужда православию, она проповедует фактически сатанизм — гадание, колдовство, олицетворение смерти и духов зла, принесение жертв и безумные вакханалии. Кто-то может возразить и сказать, что все безобидно и никаких последствий не имеет, что это всего лишь игра. Но игра ли? Давайте задумаемся, если бы это было игрой и шуткой, стал бы Хэллоуин главным праздником церкви сатаны[1], ранее официально зарегистрированной в Америке, а с 2016 года и в России. Для них этот праздник — знак преданности и служения дьяволу. Также этот праздник очень близок язычникам, колдунам, экстрасенсам и т. п. Поэтому, если человек исповедует вышеуказанное верование, тогда становится вполне логичным, что он будет отмечать этот праздник, но если нет… Если человек атеист, «не интересующийся», теплохладный или более того, христианин, то зачем ему участвовать в поклонении силам тьмы?
Празднуя день нечистой силы, сами не зная этого или не воспринимая всерьёз, мы празднуем его вместе с его последователями. Это не веселое времяпровождение, а медленное размывание границ между добром и злом, Богом и нечистой силой. Мы начинаем воспринимать изначально плохое и вредное нейтральным, наш взгляд перестает подмечать плохое, разум успокаивается и перестает критически мыслить. Вспомним слова апостола Павла: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (1 Пет. 5: 8-9). Дьявол не действует открыто, он мудр, он предстает перед нами в образе шутливого детского праздника, манящего своей мистичностью. Мы согрешаем, не задумываясь, кому мы поклоняемся и поклоняемся ли вообще, тогда как нечистой силе прекрасно известно, что «невозможно дружить с мiром и одновременно любить Бога» (Иак. 4:4; 1 Ин. 2:15-17). Оккультизм здесь начинается с конфет и шуточных костюмах. Не думайте, что зло предстанет во всей своей красе, нет, оно будет обольщать и искушать своей невинностью и доступностью. Сегодня уже нельзя считать, что зло обязательно должно находиться в антагонизме с обществом, что «ярлыки» развешены правильно, и человек может вслепую плыть в общем потоке. Вспомним хотя бы слова святого Феофана Затворника: «Будем молиться о сохранении в нас света Христова и об отгнании тьмы лжеучений. Падки мы на худое; потому не дивно, что ложь и возьмет верх. Она и ныне уже ходит по улицам города открыто, тогда как прежде опасливо пряталась от взора верующих христиан»[2].
Будем же чутки и пытливы до всего, с чем мы соприкасаемся в повседневности, чтобы не соделаться слугами тьмы, ибо «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» (1 Ин.5-6).
Пискунова А. В. (историк, аспирантка ИФ МГУ, молодежный работник храма)
[1] В статье название организации указано с маленькой буквы, хотя юридически оба слова следует писать с большой
[2]Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М., 2012.
Опубликовано в Вестнике № 33. ноябрь 2017 года