Усадьба XIX века с ее поэтическим колоритом, лирикой садов и парков, с самим ее бытом, или скорее бытием, являлась прекрасным фундаментом для формирования будущих литераторов. Но далеко не всякую усадьбу можно назвать «Русским Парнасом». А вот расположенное «в семи верстах от уездного города Подольска» Остафьево по праву носит этот титул.
На литературной карте России Остафьево занимает особое место. Здесь зародилось одно из наиболее значительных исторических произведений — «История Государства Российского» Н. М. Карамзина. Кроме того, оно являлось не только родовым гнездом трех поколений князей Вяземских, но и приютом поэтов Пушкинской плеяды. Само же место, на котором сейчас находится село, по документам известно с начала XVII века. Тогда оно носило название Климово или Нечаево, а со второй половины XVIII века селу, слившемуся с близлежащей деревней, было присвоено его современное наименование. До начала XIX века им владели видный политический деятель Смутного времени Прокопий Ляпунов, возглавивший 1-ое народное ополчение в Москве, Львовы, сподвижник Петра I Петр Апраксин, князь Яков Голицын и купец Козьма Матвеевич Матвеев. Именно Матвеев, предприниматель, фабрикант и промышленник, выслужившись до звания коллежского советника, которое приравнивалось к дворянскому сословию, начал преобразование усадьбы. Он не только создал ансамбль построек и прекрасную тенистую липовую аллею, но и собирался приступить к постройке каменного храма. Правда, осуществить задуманное не успел. Строительством церкви в честь Святой Троицы с приделом в честь святого Георгия Победоносца занималась уже его вдова — Анисья Григорьевна. К 1782 году храм, выполненный в стиле раннего классицизма, был построен и освящен. Увы, в 30-ые годы XX века храм был разорен и утратил свою первоначальную роспись.
Наиболее одухотворенные дни Остафьева — это, конечно же, XIX век. Создателем художественного ансамбля усадьбы и пейзажного парка был отец Петра Андреевича Вяземского (близкого друга А. С. Пушкина) — князь Андрей Иванович Вяземский. «Блестяще образованный, остроумный и горячий», он дал импульс богатой интеллектуальной жизни Остафьева. Настоящей жемчужиной Остафьево стал двухэтажный дворец с двумя флигелями в стиле классицизма, соединёнными открытой колоннадой. К сожалению, имя архитектора история не сохранила, но предположительно, по характерному подчерку, им должен был быть крупнейший мастер того времени И. Е. Старов.
Итак, выстроив просторный усадебный дом, устроив богатую библиотеку, Вяземский пригласил в свой палаццо Н. М. Карамзина. С 1804 по 1816 годы весь строй жизни усадьбы был подчинен главному труду жизни Николая Михайловича — его «Истории Государства Российского». Музой для него была красота окружающей природы — пруд, липовая аллея и березовая роща, которую впоследствии назвали карамзинской. После смерти князя Андрея Ивановича Карамзин, женатый на его дочери, несколько лет был фактическим хозяином усадьбы. Но дела, связанные с изданием его «Истории…», заставили автора остаток дней провести в Северной столице. Карамзин мечтал о возвращении в Москву и посещении любимой усадьбы, но судьба распорядилась иначе.
После отъезда Карамзина покровителем Остафьева стал его сын — молодой Петр Андреевич Вяземский, литературный ученик Карамзина. В этот период Остафьево стало центром московской части «Арзамаса» (литературного объединения сторонников нового, «карамзинского», направления в литературе). Уединенный и размеренный образ жизни усадьбы сменился «вечным праздником» поэтов. «Расцветающий талант» Вяземского притягивал к себе лучшие умы России того времени. Здесь бывали А. И. Тургенев, А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков, А. С. Грибоедов и А. Мицкевич.
«Особая страница истории» усадьбы связана с именем А. С. Грибоедова. Тонкий критик, Вяземский читал его «Горе от ума» и впоследствии писал, что в нем «есть и моя капля, если не меда и желчи, то, по крайней мере, капля чернил…».
С 1826 по 1830-е годы Остафьево часто посещал А. С. Пушкин. Он читал Вяземскому произведения Болдинской осени, слушал его и делал свои замечания. Впоследствии Петр Андреевич вспоминал, как Пушкин «с живым сочувствием приятеля, судил о труде моем с авторитетом писателя опытного и критика меткого, строгого и светлого». А вот как вспоминал о приезде Пушкина сын Вяземского Павел: «Я живо помню, как он во время семейного вечернего чая расхаживал по комнате, не то плавая, не то как будто катаясь на коньках, и, потирая руки, декламировал…». Бытует даже легенда, что в большом зале усадьбы Пушкин читал декабристские главы «Евгения Онегина».
Невероятная красота усадебного мира, первозданность русской природы и близость искусству создают своеобразный колорит Остафьева, притягивают в это «дворянское гнездо» всех любителей и ценителей русской поэзии и прозы. Усадьба стала целым миром, оазисом русской словесности. Именно ей посвятил Петр Андреевич Вяземский свои строки:
Здесь и природа мне так памятно знакома, Здесь с каждым деревом сроднился, сросся я, На что ни посмотрю — всё быль, всё жизнь моя. Весь этот тесный мир, преданьями богатый, Он мой, и я его. Все блага, все утраты, Всё, что я пережил, всё, чем еще живу, — Всё чудится мне здесь во сне и наяву.
Последним владельцем усадьбы оказался Сергей Дмитриевич Шереметьев, историк, член Российской академии наук. К 1899 году он открыл в Остафьево Пушкинский музей. При Шереметьевых в Остафьеве снова стали бывать деятели литературы и искусства. Здесь вновь воцарилась творческая атмосфера, столь привычная усадьбе.
В XX веке в приусадебном парке были открыты памятники Карамзину, Пушкину, Жуковскому, Вяземским. В 1920-е годы здесь был открыт музей. Вот как описывает Остафьево москвовед, посвятивший себя изучению подмосковных усадеб, А. Греч: «Лиризм — доминирующая нота Остафьева, одной из немногих целиком сохранившихся старых усадеб. В Остафьево нет грусти запустения и осеннего умирания, и благодаря этому усадьба получает свой стиль, стиль слившихся с домом вещей, пусть различных по своему характеру и художественным достоинствам, но бесконечно ценных запечатленным на них духом сменивших друг друга поколений».
Печально, но впоследствии музей был ликвидирован, а коллекции перевезены. Прошли годы, прежде чем усадьба и музей были восстановлены. В феврале 1995 года Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельциным музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас» был включен в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения», а в 1996 году зарегистрирован во Всероссийском Реестре музеев. В настоящее время комплекс музея состоит из главного дома с двумя флигелями, парком, липовой аллеей, прудом и памятниками Николаю Карамзину, Павлу и Петру Вяземским, Александру Пушкину и Василию Жуковскому Сейчас это одно из наиболее поэтичных мест, при посещении которого в сердце надолго воцаряется мир, одухотворенный поэтичностью атмосферы «Русского Парнаса»[1].
Усадьба Остафьево расположена по адресу Москва, п. Рязановское, с. Остафьево. Добраться до него можно от метро «Бульвар Дмитрия Донского» автобусом № 802 до остановки «Музей-усадьба Остафьево» (далее пешком 2 минуты); от станции метро «Анино» автобусом №864 до остановки «Фабрика имени 1 мая» (далее пешком 10-15 минут) или на собственном автотранспорте по Варшавскому шоссе до г. Щербинка (далее следуя указателям до усадьбы). Парк открыт ежедневно: с 08:00 до 19:00 (с 08:00 до 10:00 вход в парк бесплатный, а с 10:00 — согласно установленным ценам). Музей открыт для посещения в среду, четверг, субботу и воскресенье с 10:00 до 18:00, в пятницу: с 10:00 до 17:00, понедельник, вторник и последняя пятница месяца — выходные дни. В музее действуют постоянные экспозиции и выставки, проводятся экскурсии по предварительной записи. На территории парка также находится кафе, где вы сможете не только пообедать, выпить чашечку чая, но и полюбоваться открывающимся из окон прекрасным видом на пруд.
Апяри М. В. (филолог, выпускница ФФ МГУ)
[1]Парна́с (греч. Παρνασσός)— священная гора в Греции (на западе Фокиды), связанная, подобно Олимпу, с мифическими сказаниями. На протяжении более чем двух тысячелетий упоминается в культуре как символическое место обитания поэтов и, расширительно, вообще деятелей искусства.
Опубликовано в Вестнике № 33. ноябрь 2017 года