Московские святители как столпы православия

8 октября –день памяти святых

Увы, от ереси не была застрахована ни одна Церковь, в том числе и Русская Православная Церковь. Ей также приходилось непрестанно стоять на страже чистоты православного вероучения, выявляя и борясь с ересями. На протяжении долгого времени на Руси одними из таких столпов и хранителями православной веры были Московские святители, митрополиты земли Русской.

Традиционно столпами Церкви называют 7 Вселенских Соборов, в период которых произошло становление Церкви, её догматов и определение основ христианского вероучения. Это было тяжелым и в то же время очень важным периодом, когда враг рода Человеческого проверял Церковь «на прочность», изнутри колебля ее ересями и расколами. Именно Вселенские соборы и явились каждый в свое время теми столпами, прочно поддерживающими фундамент нашей Матери Церкви. Впоследствии каждая дочь, Поместная Православная Церковь, в период своего становления и взросления также подвергалась подобным искушениям и нападкам, ибо враг не дремлет. Но Господь, словами пророка Исаии, как любящий муж не лишает жену попечения и заботы: «Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он» (Ис. 54:4-5). Так Гос-19 подь посылал в тяжелые годины Русской Церкви столпов православия, среди которых особое место занимают Московские святители. Они также вставали против еретических учений и любых попыток подменить православное вероучение…Они также порой шли в одиночку против целого отряда еритиков…Они также, порой ценною своей жизни, обличал У нас как-то сложился стереотип, что Церковь всегда была опорой самодержавной власти и часто даже становилось орудием в руках царя. Однако, образ Московский святителей как раз разбивает этот миф. Здесь можно привести цитату из книги преподобного Иосифа Волоцкого «Просветитель», которой с полным правом можно и нужно отнести ко всем Московским святителям:

«Если же некий царь царствует над людьми, но над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего – неверие и хула, — такой царь не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель… И ты не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя или угрожать смертью. Этому учат нас пророки, апостолы и все мученики, убиенные нечестивыми царями, но не покорившиеся их повелению».

Критики удивляются этим словам, так как привыкли видеть в Иосифе «идеолога царской власти» (за что его и критикуют). А ведь удивительного тут ничего нет. Собственно, здесь Иосиф Волоцкий выступает как последовательный «инквизитор», который указывает на нехристианские (или еретические) действия и слова, даже если они совершаются царем, или другим правителем.

Именно на этом пассаже творения преподобного Иосифа мы и остановимся в нашей статье и рассмотрим его через призму деятельности Московских святителей, не боявшихся выступить против «заблуждавшегося» правителя ради сохранения крепкости православной веры.

Митрополит Московский Пётр

Первым московским святителем является Петр митрополит Киевский (1305-1326). Его деятельность приходится на тяжелый период междоусобиц и монголо-татарского ига. В 1311 году он смог, угрожая анафемой, остановить одну усобицу, когда войска тверского князя шли на Нижний Новгород. Надо отметить, что Тверской князь тогда был самым влиятельным, и данное действие могло дорого обойтись. Вскоре в результате доноса тверского епископа в Константинополь, над митрополитом Петром произошел суд, который, к счастью митрополита, Петра оправдал.

Митрополит Московский Алексей

Конфликтовать с властными людьми приходилось и другому московскому святителю – митрополиту Алексею (1354-1378). Правда, при этом, ему не всегда надо было уличать их в нарушении православных канонов. Дело в том, что значительная часть его паствы подчинялась литовскому князю Ольгерду, который до конца жизни оставался язычником (и только на смертном одре, возможно, крестился). В какой-то момент Алексей даже оказался в тюрьме, когда прибыл к своей пастве в Киев, которым владел Ольгерд. Но с Божьей помощью митрополиту удалось бежать. Кроме того, ему приходилось объявлять анафемы, когда русские князья забывали об обязательствах перед православным Великим князем Владимирским и переходили на сторону литовского князя язычника.

Митрополит московский Иона

А вот митрополит Иона (1448-1461) выступал против царя. Уже само его избрание было связанно с противостоянием царю, а именно византийскому царю Иоанну VIII Палеологу. Дело в том, что царь, боясь турок, потребовал от епископов подписания унии с 21 католиками, от которых рассчитывал получить помощь. Выполняя его волю, возглавлявший Русскую Церковь митрополит Исидор подписал унию во Флоренции в 1439 году. Но в Московском княжестве унию не приняли. Исидор был изгнан, а митрополитом стал Иона. С его избрания собором русских епископов начинается история автокефалии (независимости) Русской Церкви. Русь порвала с Константинополем, который на какое-то время подчинился Папе Римскому.

Митрополит Московский Филипп

Но здесь, конечно, можно заметить, что русские епископы не противостояли своему непосредственному правителю – великому князю Московскому Василию II. А противостоять далекому византийскому царю не так опасно. Но были случаи и конфликтов святителей с русскими правителями. Один из самых известных примеров – конфликт митрополита Филиппа и царя Ивана IV. Митрополит Филипп (1566-1568) прямо говорил царю, что тот поступает не так, как должен поступать православный царь. Когда Иван Грозный пришел на службу в одеянии опричника, Филипп отказался благословить его со словами «В этой одежде странной я не узнаю царя православного, не узнаю его и в делах царства». За свои обличения митрополит был низложен, а позже убит. Долг инквизитора (да и простого христианина) может быть связан с риском для жизни. Псевдохристиане могут оказаться очень влиятельны.

Патриарх Московский Иов

Но вообще, если в православной стране правитель не православный, он может власть и потерять, причем вместе с головой. Именно подозрения в католической ереси стали одной из причин падения Лжедмитрия I. Многие подозревали в нем католика, а насчет его жены Марины Мнишек и сомнений почти не было. Это была единственная католичка на московском троне. Но была она на нем недолго. При этом интересно, что, когда Лжедмитрий только вошел в Москву, лишь один человек посмел его назвать самозванцем. Это был еще один московский святитель, первый московский патриарх Иов (1589-1605). Он не смалодушничал и прямо сказал Лжедмитрию, что о нем думает, за что лишился престола и был сослан в Старицкий Успенский монастырь.

Патриарх Московский Гермоген

Это было тяжелое время русской Смуты. И с этим периодом связана деятельность еще одного московского святителя – патриарха Гермогена (1606- 1612). Он известен тем, что отказался признавать власть польского королевича Владислава. А не сделал он это, потому что Владислав не выполнял обещание стать православным. Гермоген твердо стоял на позиции, что московским царем должен быть православный человек. И говорил он это, когда в Москве стоял польский гарнизон, который пытался всеми возможными способами убедить его поменять мнение. Кроме того его убеждали бояре, которые формально оставались православными, но готовы были ряди сиюминутных выгод подчиниться католическому правителю. Но Гермоген остался 23 непреклонен, за что поплатился жизнью – его уморили голодом. Однако, его смерть не была напрасной, так как во многом именно благодаря ему было созвано Второе Ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, которое и изгнало польский гарнизон из Москвы.

Патриарх Московский Тихон

Также можно вспомнить Патриарха Тихона, с его анафемой на большевиков и последующими страданиями, но, справедливости ради, надо признать, большевики и не называли себя православными поэтому и отлучение от Церкви для них ничего не значило.

Другим святителям тоже приходилось решать проблемы. связанные с ересями. Так митрополит Макарий и Филарет (Дроздов), подобно Иосифу Волцкому вошли в историю как борцы за просвещение православного народа (Макария даже называли «иосифлянином»). Но надо признать, это не было связанно с таким риском для жизни, как у вышеперечисленных.

Итак, Московские Святители (подобно отцам Вселенских соборов) часто были вынуждены были выступать в роли обличителей еретиков, то есть тех, кто искажал православное учение. При этом они ни не прославились массовыми казнями еретиков, пытками или другими массовыми репрессиями. Порой они сами становились жертвами репрессий. Их долг (обличать неправду) был связан с риском для их земной жизни. Но для святителей гораздо важней была жизнь вечная, ибо «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф 16:26).

Кизим А. В. (историк, выпускник ИФ ПСТГУ)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *