Блаженная Матрона Московская: официальная канонизация против «бабьих басен»

Святая блаженная Матрона Московская, без сомнения, одна из самых известных сейчас в народе православных святых. Ее иконы можно встретить едва ли не в любом православном храме, а к мощам старицы в московском Покровском монастыре всегда стоит огромная очередь. О Матроне знают не только воцерковленные православные, но и невоцерковленные, иноверцы. В то же время у некоторых церковных людей такое широкое почитание вызывает недоумение, а порой — возмущение. Кто-то рассуждает о суевериях, кто-то опасается, что образ Матроны в глазах почитателей перекрывает Христа. Доходит едва ли не до призывов к деканонизации. Почему же именно эта святая вызывает споры и противоположные мнения?

История почитания: официальная канонизация против «бабьих басен» Матрона почила в 1952 году, и с тех пор память о ней, рассказы о случившихся по ее молитвам чудесах и исцелениях передавались из уст в уста. На новый уровень почитание вышло с начала 1990-х годов, когда было издано составленное З. В. Ждановой «Сказание о житии блаженной старицы Матроны». В этой книжке приведено 5 множество рассказов разных людей, когда-то встречавшихся с Матроной, некоторые из которых даже не названы по имени.

 


Книга Ждановой не может показывать истинного облика святой Матроны.


 

Жданова знала Матрону, старица жила на ее квартире в 1940-х г. Но «Сказание» оказалось пронизано странным и темным мистическим духом. На страницах книги читатель встречает колдунов и демонические силы, знакомится с порчей и сглазом. Матрона здесь похожа на какую-нибудь деревенскую знахарку, которая исцеляет от порчи, но и сама может ей подвергнуться. Христос и христианская жизнь в этих мрачных историях отодвинуты куда-то далеко на задний план. В то время синодальная комиссия по канонизации уже готовила прославление Матроны, но «Сказание» подверглось сильной критике и было признано не соответствующим статусу жития святой. Группа экспертов из Московской духовной академии написала Житие заново, очистив его от недостоверностей и суеверий. Книга Ждановой не показывает истинного облика Матроны. То, как собирались рассказы, через сколько посредников они передавались, кто и как их редактировал — точно выяснить уже не получится.

Известно, как может искажаться информация в пересказе, да еще через много лет, да еще и в среде склонных к мистике людей. Рассказчик неизбежно придает повествованию особенности собственного восприятия, истолковывает факты исходя из собственных ценностей. Созданный Ждановой и ее информаторами мир «Сказания» есть «какое-то безблагодатное, сумеречное ирреальное бытие, полное происков и поползновений сил зла» . Добавим к этому, что подвиг юродства, который несла Матрона, сам по себе таинственен для окружающих. Блаженная могла передавать в странных словах и действиях скрытый смысл, понятный лишь тому, кому они предназначались, но впоследствии всё это пересказывалось превратным образом.

Может возникнуть недоумение: неужели эксперты взяли текст Ждановой и просто вырезали из него всё «неправославное»? На самом деле они провели большую работу, разобрали свидетельства; в официальное житие блаженной вошли сведения лишь из достоверных источников. «Сведения приходилось собирать по крупинкам» — говорит иеромонах Иов (Гумеров). Так, комиссия отвергла до сих пор бытующий рассказ о том, что к Матроне якобы приезжал Сталин, и она предсказала ему победу.

Канонизация Матроны как местночтимой московской святой произошла в 1999 году. После всех споров и расследований Церковь признала, что Матрона — не дере-венская знахарка, а святая, которой пришлось нести подвиг в трудное время и в сложномокружении. «Помощь, которую подавала Матрона болящим, не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, — говорит Житие. — Прежде всего, Матрона молилась за людей, испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим».

 


Матрона – не деревенская знахарка, а святая, которой пришлось нести подвиг в трудное время и в сложном окружении


Святость и медийность

В 2004 году блаженная Матрона была прославлена общецерковно. Одновременно, с 2000-х годов, почитание старицы вдруг стало «гламурным». Теперь модно «ходить к Матроне», иметь дома ее икону и связанные с ней сувениры. В магазинах и киосках появляются книжки с названиями типа «Матрона обязательно поможет каждому», о святой и ее чудесах говорят на ток-шоу, о ней снимают сериалы.

Вряд ли можно до конца понять, почему кто-то из святых становится особо «популярным». Видимо, образ блаженной Матроны, простой женщины, претерпевавшей лишения и помогавшей людям, оказался глубоко близок многим нашим современникам. В наше жестокое время у «бабушки земли русской», как бывает, именуют Матрону, ищут тепла, защиты и, конечно, чуда.

Но помогают ли популярность и медийность понять подвиг святой? Не секрет, что православными сейчас называют себя многие, но лишь меньшинство воцерковляется, знает свою 8 веру и следует ей. Для кого-то паломничество к Матроне становится первым шагом в Церковь, но часто к ее почитанию примешиваются суеверия. По интернету ходят «сильные молитвы Матроне», деловитые рекомендации, какие приносить цветы к мощам, как ставить свечи и писать записки с пожеланиями.

Массовая религиозность вообще чревата упадком и искажениями. Многие начинают воспринимать молитвы, святыни, обряды как некий механизм, суть которого нам неясна, но который можно «заставить» работать на наше благополучие.

Христианство или язычество?

Подобное отношение является, по сути, языческим. От христианства его отличает обрядоверие, убежденность, что ритуалы и церемонии помогают сами по себе, без связи с внутренним, духовным состоянием просящего. Но никакие действия не могут «заставить» святого выполнить нашу волю. Дело не в том, какие принести цветы или сколько поставить свечей, а в том, стремится ли человек ко Христу, готов ли менять свою жизнь в соответствии с Его волей.


Главный смысл молитвы, паломничества, прикосновения к святыне – не решение проблем и успех в этой жизни, но приближение к Богу.


Еще одно искажение религии — тяга к эффекту: чудесам, исцелениям, сильным переживаниям. Например, недавно вышедший сериал о людях, которым помогла блаженная, так и называется «Эффект Матроны»). Наши Святые Отцы всегда предупреждали, что подобное настроение ведет к состоянию прельщения — самообмана, когда человек уходит от Бога в собственные фантазии. Понятно стремление избавиться от боли и  решить проблемы, но нельзя сводить к этому духовную жизнь и считать святую неким «небесным психотерапевтом», задача которого — обеспечить наш комфорт.

Как же следует по-христиански почитать святую Матрону, чтобы не запутаться в мешанине суеверий? Надо помнить, что она помогает не благодаря «целительной силе», а потому, что, как и все святые, стяжала Духа Святого. Главный смысл молитвы, паломничества, прикосновения к святыне — не решение проблем и успех в этой жизни, но приближение к Богу. Для этого необходима церковная жизнь — богослужения, покаяние и Святое Причастие. И не ради того, чтобы «Матрона помогла», но ради Самого Бога, в Котором — источник жизни. Именно к этому призывала Матрона тех, кто приходил к ней за помощью.

Напомним, что память святой блаженной Матроны Московской празднуется Церковью в день кончины — 2 мая (19 апреля ст. ст.), и в день обретения мощей — 8 (или 7 в високосный год) марта (23 февраля ст. ст.)

Игумнов Д. А. (историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *