Царьградское землетрясение — памяти Святой Софии Константинопольской

Фото Юли Енилиной

 

8 ноября (по н. ст.) Православная Церковь вспоминает великое и страшное трясение (землетрясение), бывшее в Царьграде в 740 году. По словам церковных историков, это было знамением конца темного царствования гонителя православных святынь императора-иконоборца Льва III Исавра, умершего вскоре после землетрясения. В память об избавления от этого постигшего всю Церковь бедствия было установлено общецерковное молитвенное вспоминание. Конец иконоборчества дало миру прекрасные и лучшие образцы художественной передачи богословской мыли. Так родились на свет знаменитые и по сей день не имеющие себе равных мозаики собора Святой Софии-Премудрости Божией в Константинополе. О константинопольской святыне и ее мозаике мы и поговорим в этот раз.

Константинополь, столица Византии, задумывался ее основателем св. равноап. Константином Великим как новая христианская столица Римской Империи. Первая церковь на месте собора была возведена еще при основателе города, а вот храм, посвященный св. Софии относится ко времени правления императора Констанция II. В течение последующих двухсот лет эта базилика несколько раз горела и всякий раз восстанавливалась.


 

Им император повелел возвести храм, которого еще не было на свете.

 

 


Огромным толчком для широкомасштабного строительства в византийской столице стало народное восстание 532 года, получившее название «Ника». В ходе него была уничтожена большая часть административного центра города. В боях между солдатами и восставшими сильно пострадали сенат, библиотека, префектуры и ипподром. Сгорели два главных храма в честь св. вмц. Ирины и св. Софии. Правивший в то время империей василевс Юстиниан I повелел возвести на прежнем месте храм в честь того святого, который стал бы выражением величия государства и украшением столицы. Император выкупил у частных владельцев близлежащие имения и велел снести оставшиеся постройки. Проектирование нового храма было поручено двум известным тогда архитекторам — Исидору Милетскому и Анфемию из Тралл. Им император повелел возвести храм, которого еще не было на свете. При этом император лично принимал участие в проектировании. Было решено положить в основу здания четырехугольник с венчающим его огромнейшим центральным куполом. Сегодняшний храм несколько отличается от первоначального облика. Свой нынешний вид собор приобрел после многочисленных византийских и турецких перестроек, а изначальные пропорции главной святыни были иными: длина храма составляла 77 метров, ширина 71,7 метра, диаметр купола 31 метр, а высота 55 метров. Ежедневно на стройке трудилось по 10 000 рабочих.

Мрамор свозили со всех концов империи, кроме того, согласно императорскому указу, архитектурные элементы древних языческих построек также активно использовались во внешнем украшении собора. Так, например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн зеленого мрамора. С целью придачи храму роскоши и великолепия были использованы золото, серебро и слоновая кость. Оригинально была решена и проблема естественного освещения. Свет в собор проникал сквозь шестьдесят девять проемов в основании купола, пронзая царящую там сумрачность.

В результате строительство собора поглотило целых три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошел тебя!» — такие слова, по преданию, произнес император, когда вошел в построенный собор. Великое освящение храма состоялось через пять лет после начала строительства, 27 декабря 537 года. Богослужение возглавил константинопольский Патриарх Мина.

Основной объем мозаик был создан в IX–X веках после утверждения иконопочитания на VII Вселенском соборе. После длившейся более ста лет иконоборческой политики, в 867 году, согласно императорскому указу, стало вновь возможно украшать мозаиками собор Святой Софии. Одной из первых мозаичных композиций стал образ Богоматери на троне в конхе апсиды. По преданию, этот образ восстанавливал ранее изображение, которое было уничтожено иконоборцами. Русский паломник из Новгорода Антоний, посетивший Константинополь около 1200 года, оставил в своих записках упоминание о том, что мозаики алтаря Святой Софии были исполнены неким Лазарем. Действительно, в Константинополе жил изограф по имени Лазарь, пострадавший при иконоборцах. Согласно письменным источникам, после Собора 843 года, восстановившего иконопочитание, он получил всенародное признание. Однако в 855 году он был отправлен в Рим в качестве посла императора Михаила III к папе Бенедикту III и умер около 865 года, следовательно, Лазарь никак не мог быть автором константинопольской мозаики. Несмотря на это слава его как пострадавшего от иконоборцев связала этот мозаичный образ именно с его именем. К великому сожалению, от первоначальных мозаик собора Святой Софии остались лишь незначительные фрагменты.

Этот образ Богоматери по праву считается одним из самых прекрасных шедевров в византийской монументальной живописи. На золотом фоне, на троне, украшенном драгоценными камнями, на высоких подушках царственно восседает Богоматерь. Она держит перед Собой на коленях Младенца Христа, словно Сама, образуя, для Него трон. По сторонам на арке стоят два архангела в облачениях придворных стражников с копьями и зерцалами, охраняя престол. По краю конхи можно еще разглядеть почти утраченную надпись: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили».

Лик Богоматери благороден и где-то уникален… Присмотритесь, «в нем нет еще того аскетизма и строгости, которые будут характерны для более поздних византийских образов, в ее образе еще много античного: округлый овал лица, красиво очерченные губы, прямой нос. Взгляд больших глаз под изогнутыми дугами бровей отведен чуть в сторону — в этом видна целомудренность Девы, на которую устремлены глаза тысяч людей, входящих в храм» [1]. В фигуре Богоматери сочетаются царское величие и истинно женская грация. Образ Младенца Иисуса также несколько отличается от привычных для нас изображений. Его Лик еще очень живой и реалистичный, можно даже сказать, по-детски пухлый, хотя в пропорциях тела угадываются скорее уже отроческие черты. Вместе с тем, золотое царское одеяние, Его прямая осанка и благословляющий жест, — всё призвано показать входящим в собор, что перед ними истинный Царь Мира.

Образ Богородицы с младенцем на престоле впоследствии стал весьма популярен в православном мире, однако константинопольские мастера создали особый тип образа Пречистой Матери, в котором телесная красота и красота духовная были едины, а художественная передача совершенства и богословская глубина гармонично соседствовали в одном изображении.

В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе было совершено последнее христианское богослужение. 29 мая турки захвати Константинополь и Собор Святой Софии. Находившиеся в храме молящиеся были перебиты.

30 мая в собор вошел султан Мехмед II Завоеватель и обратил храм в мечеть, которой она являлась на протяжении почти пятисот лет. В 1935 году, по указу первого президента Турецкой республики Кемаля Ататюрка, Собор Святой Софии стал музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки, открыв миру красоту византийских мозаик.

Увы, былая красота собора была безвозвратно утрачена и обезображена мусульманскими надстройками.

 

диакон Валерий Соснин

Фото Юли Енилиной 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *