Дорога мужества

Легендарная Курская битва была гигантской по масштабам, яростной по своему характеру и исторической по своим последствиям.  Победа на огненной Курской дуге развеяла миф о непобедимости гитлеровской армии, стала роковой и в конечном итоге смертельной для фашистской Германии.

С образованием Курской дуги весной 1943 года возникла необходимость в строительстве железной дороги «Старый Оскол — Ржава» с выходом на Курск, поскольку он не имел железнодорожной коммуникации с Воронежским фронтом, что обеспечило бы регулярные поставки в армию всех необходимых орудий и боеприпасов.  Вскоре Государственным Комитетом Обороны было принято решение о постройке железнодорожной линии Старый Оскол — Ржава общей протяженностью около 100 километров в самый короткий срок  — в течение 2-х месяцев.

Разумеется, выполнение этой поистине трудной задачи легло на хрупкие женские плечи, которые пронесли на себе всю тяжесть работы, стремясь всеми силами помочь фронту. Все началось с нуля, на неподготовленной местности, без инженерного проекта и профессиональных строительных материалов. Было необходимо переместить около 1 млн кубических метров грунта, возвести 10 мостов, уложить порядка 165 км главных и стационарных путей.  В невероятно тяжелых условиях работали женщины от мала до велика; сутки напролет, практически без еды, отдыха и сна. Работали босыми, поскольку сапоги тут же тонули в грязи; грунт перемещали носилками, ведрами, корзинами и даже в подолах.

Даже дети оказывали помощь в строительстве этой дороги. В основном подростки трудились на строительстве насыпи для железнодорожного полотна. Работали иногда по 2 смены подряд. Не раз во время работы в районе строящейся дороги появлялись немецкие самолеты, которые обстреливали находящихся на насыпи людей, но даже в таких условиях никто не бросал работу. Гитлеровское командование, понимая большое значение новой ветки железной дороги, так и не сумев прервать строительство, не раз засылало в этот район диверсионные группы, чтобы вывести железную дорогу из строя. Но ни что не смогло сломить боевой дух наших тружениц: дорогу быстро восстанавливали, и вновь упорно двигались к цели.

Из воспоминаний участницы строительства — Ткаченко Марфы Илларионовны: «Работа была очень тяжелая, все делали вручную. Руки об лопату и кирку стирали в кровь. Кушали только хлеб и вареную кукурузу. Вечером еще помогали местным жителям в огородах, а те подкармливали, кто чем мог».

Бывший редактор боевых листков Т. Кривошеева писала: «Работа началась в день прихода. Носилки, лопаты, кирки — вот основной рабочий инвентарь… На пути раскапывали лопатами холмы высотой до 400 метров; встречались трясины, которые глотали балласты. К вечеру нас бомбили…»

Труд на дороге был подвигом во имя победы над врагом. Из-за упорного труда женщин, вдохновленных будущими успехами нашей армии, дорога была закончена на месяц раньше установленного срока! Так, 17 июля 1943 года железная дорога Старый Оскол — Ржава начала свою работу, и по ней тут же пошли на Запад составы с танками, орудиями и боеприпасами.  Машинисты ласково прозвали эту дорогу «Оскольчанкой», а позже ее с гордостью стали именовать Дорогой мужества, так как именно эта дорога сыграла огромную роль в победе на Курской Дуге.

Сегодня трудно представить, как эти люди, только что освобожденные от оккупации и терпевшие все лишения военного времени, сумели всего за 32 дня построить дорогу, протяженностью 95 километров! Это был настоящий подвиг, и мы не в праве забывать великий труд женщин, которые внесли столь огромный вклад в Победу нашего народа. В память о них в городе Старый Оскол недалеко от вокзала был установлен памятник.

Много лет прошло с тех пор, а железнодорожная ветка Старый Оскол — Ржава действует и сегодня, перевозя ежедневно уже не боеприпасы, а тысячи людей, которые наслаждаются из окон поезда мирным небом над головой.

 Енилина Ю. А.

Опубликовано в Вестнике № 28. май 2017 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *