«Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня»

 

«Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь — Святой, история — Мудрою», — так писал о княгине Ольге русский историк Н. М. Карамзин, автор «Истории государства Российского». Как сочетались в одном лице эти качества и почему Церковь называет святую Ольгу равноапостольной? Для людей Древней Руси историческое значение первой женщины-правительницы Руси было очевидно. По словам летописца, «была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».

За всю историю Православной Церкви только шесть женщин были прославлены в лике святых как равноапостольные: св. Мария Магдалина, мцц. Апфия и Фекла, св. Нина, царица Елена и русская княгиня Ольга.

Княгиня Ольга стала первой правительницей Древней Руси, принявшей христианство. Сегодня нам, должно быть, трудно оценить по достоинству смелость и решительность Ольги. Казалось бы, что тут такого особенного в принятии христианства? Однако давайте вспомним слова ее сына князя Святослава на просьбу матери сменить веру: «Что скажет о мне дружина моя, если изменю вере отцов? Она надо мною ругаться (авт. — насмехаться) будет». Весь уклад Руси тогда был языческий, отказ от веры предков мог вызвать и потерю доверия среди дружинников, и народное возмущение. Наша страна только начинала крепнуть, только начинали собираться русские земли под крепкую великокняжескую власть. Было ли чему опасаться вдовствующей княгине, первой женщине на русском троне в языческой и варварской стране? На кого было бы опереться, если бы дружина «засмеяла» и отказалась подчиняться? Так рассуждал Святослав, а может, до него и Игорь (в его правление в Киеве было много христиан). Но Ольга повела себя так, как некогда жены-мироносицы: оставив всякий страх, они последовали за Христом до конца, за что и удостоились стать первыми предвозвестницами Христова Воскресения. Пророческими оказались слова, сказанные патриархом Константинопольским русской княгине во время крещения: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».

Святая княгиня Ольга соделалась той лампадой, которая, будучи поставлена на высоком месте, впервые озарила языческую Русь светом христианской веры. Нет, она не крестила всю Русь, это сделал ее внук Владимир. Потому что еще не пришло время для таких резких перемен на Руси. Неудачная попытка организовать Киевскую митрополию лишний раз показала княгине, что страна еще не готова к таким изменениям. Но не стал ли определяющим для князя Владимира в его раздумьях о выборе веры пример его мудрой бабки, равноапостольной Ольги? Ведь всем известно — чтобы посадить семя, нужно прежде подготовить почву. Ольге выпала, пожалуй, не меньшая по значению и трудности роль в просвещении Руси. В Киев из Константинополя Ольга, уже христианка, вернулась с иконами, богослужебными книгами, церковной утварью, а также с пресвитерами и клириками — так начиналось её апостольское служение.

На Руси до Ольги, согласно летописям, был лишь один храм пророка Илии. При ней же началось масштабное строительство церквей. Были возведены храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда, собор Святой Софии – Премудрости Божией над могилой Дира, храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Витебске, собор Святой Живоначальной Троицы во Пскове и т. д. С проповедью о Христе дошла княгиня до самых северных окраин молодого русского государства. По словам летописца, много потрудилась она в деле борьбы с язычеством — на перекрестках дорог сокрушала языческих идолов и воздвигала на их месте кресты.

Но история знает и другую Ольгу — Ольгу язычницу. Всем нам хорошо знаком еще со школьной скамьи летописный рассказ о мести княгини Ольги древлянам за убийство своего мужа князя Игоря. В историю ее расправа над древлянами войдет как четыре мести или четыре «хитрости Ольгиных». Древнерусский летописец достаточно подробно и красочно описал события тех кровавых дней. Но зачем? Ведь не для того только, чтобы показать хитрость, изобретательность, мстительность и коварство Ольги — добродетели сомнительные для христианки.

Нет, весь этот рассказ, по словам Карамзина, должен был показать «обычаи и дух времени», где княгиня Ольга была олицетворением своей эпохи. Конечно, по своим личным качествам, среди которых острый ум, изобретательность, искусность и ловкость, она сильно выделялась из массы, ведь недаром ей удалось перехитрить целый древлянский народ. Однако сам образ мыслей и стиль поведения были как раз типичными для языческой Руси. Казалось бы, ее поступкам нельзя не ужаснуться, они нам представляются крайне жестокими. Невольно задаешься вопросом: как совершившая их женщина в дальнейшем могла стать русской святой? Но за спиной той Ольги стояла языческая Русь, а она была ее верной дочерью. Столь кровавая месть сама по себе показывает, что княгиня была типичным представителем своей эпохи. Как говорил Карамзин, «вера и самые гражданские законы язычников оправдывали месть неумолимую; а мы должны судить о Героях Истории по обычаям и нравам их времени». Весьма показательно и то, что уцелевшие после расправы древляне чтили Ольгу, а все связанные с ее памятью места и предметы «долгое время были для сего народа предметом какого-то особенного уважения и любопытства».

Да, в тот момент решительной и находчивой княгине только предстояло услышать Благую Весть о Христе, который призывал обращать левую щеку тому, кто ударил тебя по правой. Летописец показывает, что крещение Ольги стало своего рода глубоким разломом, навсегда отделившим её мрачное языческое прошлое от светлых дней христианского подвига.

Пример княгини Ольги замечательно показывает то духовное преображение, которое может и должно происходить со всяким человеком, принимающим святое крещение, справедливо называемое еще таинством пакибытия, или, по-русски, нового рождения. Поэтому неправильно было бы забывать или умалчивать о той части жизни княгини Ольги, которая прошла до ее крещения. Не нужно лукавствовать, чтобы сделать житие святого приторным и сусальным, боясь, якобы, оскорбить равноапостольную княгиню и принизить достоинство ее святости. Господу было угодно явить земле Русской именно таких святых, как равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир, показать резкую, разительную перемену их нравов, чтобы их пример всегда напоминал нам о живительной силе, дарованной Церкви в ее святых таинствах, через которые сам Христос благодатью Святого Духа врачует и преображает человеческое сердце.

Пискунова А. В. (историк, аспирантка ИФ МГУ, молодежный работник храма)

Опубликовано в Вестнике № 30.июль-август 2017 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *