Праведность, а не военные победы ― из истории прославления праведного Федора Ушакова

«Адмирал Фёдор Ушаков! При этом имени трепетали сердца мечтающих о море мальчишек и почтительно склонялись опалённые сединой головы многоопытнейших военморов. Отвага, мастерство, слава, благородство – всё безупречно в этом человеке».

Такими словами начинается книга «Святой флотоводец России. Жизнь и деяния святого праведного воина Феодора Ушакова, адмирала непобедимого». Адмирал был прославлен Русской Православной Церковью в 2000 году, и этой весьма, скажем прямо, необычной канонизации посвящено немалое число публикаций. Их авторы старались объяснить смысл церковного решения, то, почему Ушаков теперь – не просто «выдающийся исторический деятель», но святой.

Книга, которую мы держим в руках, содержит в себе и краткое житие праведного Феодора, и подробный обзор его деятельности. Этот последний весьма замечателен с исторической точки зрения – в нём на основе многочисленных источников освещены все военные кампании, в которых участвовал Ушаков – борьба с турецким флотом на Чёрном море, действия против французов на Средиземноморье – на греческих островах и в Италии. Также в издание вошли исторические свидетельства об Ушакове, материалы о прославлении праведного воина Феодора и церковная служба ему.

Если «Краткое житие» написано с явно церковных позиций, то другая часть – «Деяния непобедимого адмирала» – носит гораздо более светский характер. Бывает, что эти тексты противоречат друг другу. Сравним описание обстоятельств отставки адмирала: «непобедимый адмирал исполнен был смирения и покорности воле Божией… это были чувство истинно христианские» – говорит «Житие». «Деяния» задают совсем другое настроение: «Глубоко обиженный и болезненно затронутый пренебрежением к флоту вообще и явным забвением его заслуг в частности, Ушаков ещё четыре года оставался на службе». Впрочем, «Деяния», как можно понять, собраны из ряда исследований, в том числе – вышедшей в 1948 году книги академика Е.В. Тарле. Так что неудивительно и присутствие в них взглядов, скажем так, не вполне церковных.

Вероятно, составители сборника хотели показать личность адмирала с разных сторон, и с церковной, и с исторической, но результат этого соединения нельзя признать вполне удачным.

Читая книгу «Святой флотоводец России», снова и снова возвращаешься к вопросу о его прославлении. К сожалению, встречается «патриотический» перекос, когда канонизация Ушакова понимается как некая награда за ратные подвиги. Создаётся подчас впечатление, что канонизирован не праведный мирянин, но именно адмирал сам по себе.

Осмысляя святость Феодора Ушакова, стоит помнить, что война – явление падшего мира, одно из трагических следствий человеческой греховности. Церковь благословляла воинов на брань, поскольку это необходимо для защиты ближних и остановки зла, но военное дело от этого не становилось безусловной добродетелью. Свт. Василий Великий даже советовал воинам, вернувшимся с войны, в качестве епитимии три года не причащаться. И, тем более, никакие грандиозные победы сами по себе не дают святости, ибо «какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8,36).

Ушаков по-христиански относился к своему служению, стяжал добродетель и очистил себя покаянием; его победы были Божьим благословением, но его жизнь к ним отнюдь не сводилась. Не следует забывать, что после отставки бывший адмирал семь лет жил близ Санаксарского монастыря, благотворил и пребывал на богослужениях. Этот сюжет неизменно упоминается в публикациях об Ушакове, но его значимость не должна ускользать на фоне военной истории.

«Гармоничное сочетание личной праведности и ревностного общественного служения стало главным побуждением к прославлению Феодора Ушакова», – так сказал Святейший Патриарх Алексий II в своём приветствии, которое также приведено в сборнике. За этими словами виден трезвый и мудрый подход к вопросу. Радует и то, что иконы праведного Феодора появляются во многих храмах, в том числе и не связанных непосредственно с военно-морской тематикой; значит, его почитание не осталось «узкопрофессиональным» и естественно вошло в жизнь Церкви.

Память святого празднуется в день прославления – 5 августа (23 июля ст.ст.), в день кончины – 15 октября (2 ст.ст.) и, по месту рождения недалеко от Ярославля, в соборе Ростово-Ярославских святых – 5 июня (23 мая ст.ст.)

Игумнов Д.А. (историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *