Здравствуйте! Сегодня мы беседуем с протоиереем Сергием Казимировым, председателем комиссии по духовному просвещению Астанайской епархии Митрополичьего округа в Республике Казахстан, настоятелем храма в честь Владимирской иконы Божией Матери ст. Чемолган. А темой нашего разговора станет православие в Астанайской епархии. Поговорим о жизни православных приходов, как вообще живется православным в мусульманском крае, какие есть трудности и в чем специфика православных общин, сколько всего в епархии храмов, есть ли монастыри и как обстоит дело с образованием и проповедью. И, конечно, вспомним о первых миссионерах и проповедниках, чьими усилиями евангельское учение было принесено на земли современного Казахстана.
Итак, отец Сергий, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как складывался ваш жизненный путь.
Я родился в г. Красноярск-45 (ныне — Зеленоград), куда моих родителей после окончания института распределили на крупное оборонное предприятие, находившееся в этом «почтовом ящике». В 1980, как раз шла московская олимпиада, мы переехали на папину родину — в Казахскую ССР, а именно в столицу республики — Алма-Ату. Здесь я закончил школу, университет, духовное училище и заочно Московскую духовную семинарию.
Сколько процентов населения Казахстана сейчас отождествляют себя с православными?
В 2009 году (впервые после переписи 1937 года) была проведена перепись, в ходе которой респондентам задавался вопрос об отношении к религии. Результаты переписи показали, что подавляющее большинство жителей Казахстана отнесло себя к той или иной религии (около 97 % населения), лишь 3 % опрашиваемых заявили о том, что являются неверующими, либо отказались дать ответ на задаваемый вопрос. К христианству относят себя 25 % населения страны, подавляющее большинство которых русские и украинцы.
Много ли в вашей епархии священнослужителей-казахов?
Среди клириков Астанайской епархии есть несколько священнослужителей, этнических казахов, в сане пресвитера. Есть они и в других епархиях митрополичьего округа.
Понятно, что евангельское слово так или иначе проникало сюда еще с древних времен. А с какого времени можно говорить о появлении значительной общины верующих с относительно постоянным местом для совершения богослужений? И когда, собственно, появилась епархия?
На территории нынешнего Казахстана христианство появляется не позднее V–VI веков, о чем свидетельствуют исторические, письменные, археологические и архитектурные памятники. Священное Предание первые семена Евангельской проповеди в Центрально-Азиатском регионе, к которому относится Казахстан, связывает с трудами св. ап. Фомы.
Историческая наука говорит, что древние христиане, проживавшие на этих просторах исповедовали несторианство и манихейство и входили в состав сирийских и персидских епархий и патриархатов. Бесспорным является также факт направления в середине IX века византийским императором Феофилом в Хазарский каганат, по просьбе его Кагана, специального православного посольства во главе с Константином Философом, более известным в православном мире как равноапостольный Кирилл, просветитель славян. Цель посольства — участие в богословских межконфессиональных диспутах с иудеями и сарацинами. Территория каганата располагалась в современном Западно-Казахстанском регионе.
Нерабочим днем объявлен праздник Рождества Христова
(7 января).
Однако о систематическом знакомстве степного народа с восточным православием можно говорить лишь после принятия Русью христианства из Византии. Православная Русь становится естественным миссионером для Великой Степи. Постоянные войны, приводившие к неизбежному обмену пленными, и торговля служили путями этой миссии.
Уже в 1261 году для удовлетворения нужд православного населения степи возникла необходимость в образовании самостоятельной Сарайской епархии. При взятии Казани в 1552 году из плена было освобождено до 60 тысяч русских людей. В 1555 году была образована Казанская епархия. С освоением Сибири в 1579 году начинается активное переселение на постоянное место жительства на казахстанские просторы русских людей: казаков, беглых крестьян и т. д. Они являлись естественным присутствием Тела Церковного на данной территории: появляются селения, крепости, города, а в них приходские храмы. Основание г. Уральска относится к 1613 году, а строительство в нем ныне действующего Михайло-Архангельского собора начато в 1621 году; г. Усть-Каменогорск основан в 1720 г., Семипалатинск — в 1721 г., г. Верный (ныне Алматы) — в 1854 году, г. Акмолинск (ныне Астана) — в 1830 году.
Таким образом, на территории современного Казахстана юрисдикционное присутствие Русской Православной Церкви появляется в начале XVII века.
С этого времени православные приходы края входили в состав Казанской и Сибирской, а затем Оренбургской и Омской епархий.С начала XX века образуются новые епархии: Верненская и Семиреченская, Алма-Атинская и Казахстанская, Алматинско-Семипалатинская, Чимкентско-Акмолинская и Уральско-Гурьевская.
Знаковым стал 2002 год, когда был образован первый в Русской Православной Церкви митрополичий округ в Республике Казахстан, который объединяет 9 епархий.
Можно ли наметить тенденцию к увеличению или уменьшению количества верующих? И с чем это связано?
К сожалению, можно констатировать общую картину оттока населения из края. Сокращается в целом и славянское население республики. Люди выезжают на ПМЖ (постоянное место жительства. – Прим. ред.) в основном в Россию. В первую очередь уезжают социально активные люди, молодежь.
Есть ли в епархии монастыри?
В Астанайской епархии 8 монастырей.
Есть ли специфика православных общин в мусульманском крае?
Да нет никакой специфики. От одной крови сотворил Господь все народы людей, все мы — дети Адама и Евы и через них дети Единого Бога Творца, Промыслителя, Спасителя. Судии, Мздовоздаятеля нашего и Вседержителя. В реальном сознании этого единства и в уважении к национальному его многообразию состоит определенная нам от Бога жизненная задача православных церковных людей в построении взаимоотношений с нашими соотечественниками, как заповедует нам Господь устами Своего апостола: «друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов». Поэтому на нас, православных христианах, лежит ответственность быть тем начатком нашего общества, который Господь уподобил соли земной, доброй закваске, свету мира. Делами веры и благочестия надлежит нам в повседневном общежитии с окружающими нас людьми, неверующими и инаковерующими, являть любящий Лик Христов и красоту Святого Православия.
В реальном сознании этого единства и в уважении к национальному его многообразию состоит определенная нам от Бога жизненная задача православных церковных людей в построении взаимоотношений с нашими соотечественниками
Скажите, отец Сергий, а правительство края как-то поддерживает, помогает, есть ли какие-то совместные мероприятия?
Конституция страны определяет Республику Казахстан светским государством. Основными религиями, представленными в Казахстане, являются ислам и христианство (главным образом, православие), также присутствуют иудаизм и буддизм. Часть населения Казахстана — неверующие. К исламу относят себя 70 % населения. Нерабочим днем объявлен праздник Рождества Христова (7 января). За четыре столетия совместного проживания исламского и православного населения Казахстана отношения между ними сложились добрососедские и взаимоуважительные. Достаточно часто встречаются смешанные браки. Представители как православного, так и мусульманского духовенства принимают совместное участие в общегражданских мероприятиях, призывая народ к миру, взаимоуважению и согласию. Правда, некоторые политики пытаются утвердить мнение об антагонизме между мусульманами и христианами, опираясь на факты бытового хулиганства. Мы с глубоким уважением относимся к казахскому народу и его традициям. Жизненный опыт, особенно последнего XX века, убедительно свидетельствует о щедрости души казахского народа, принявшего на своей земле многие гонимые суровой рукой истории народы, разделившего с ними хлеб и кров перед лицом собственной смертельной опасности, с уважением предоставившего им возможность сохранить свои традиции, язык, веру и обычаи.
Чем живут в среднем приходские общины: есть ли социальные службы, молодежные, как организуется досуг?
На территории республики около 300 приходов. Многие приходы создали воскресные школы. Существует и активно действует мощное движение православной молодежи Казахстана «Альфа и Омега» https://vk.com/pmd_kz, возглавляемое игуменом Игнатием (Сидоренко).
Расскажите немного об образовании. Какие есть курсы, школы, семинарии, откуда берутся кадры — священнослужители, преподаватели, воспитатели, катехизаторы, социальные и молодежные работники?
В Алма-Ате располагается духовная семинария, подготавливающая священно-церковнослужителей для казахстанских епархий.
Действуют пятигодичные дистанционные курсы епархиальной комиссии по религиозному образованию и катехизации.
Можете на примере своего прихода описать обычные субботние и воскресные дни прихода?
Я служу на небольшом приходе в окрестностях Южной столицы. Жизнь моего прихода похожа на жизнь сотен других приходских общин что в Казахстане, что в России.
Особенностью нашего служения является курируемая нами международная online викторина православной молодежи — интернет-карусель (сайт проекта http://internet-karusel.kz). Сегодня за победу в этой интеллектуальной игре соревнуются представители Казахстана, России, Беларуси, Украины, Узбекистана, Кыргызстана, Латвии, Литвы и Эстонии. Подробнее о проекте https://prichod.ru/orthodoxy-everywhere/31073.
Москвичам, наверное, будет также интересно узнать, что на нашем приходе ежегодно отмечается День Москвы http://vbm.kz/voskresnaya-shkola/den-moskvy.
В течение года проводим много олимпиад, викторин, конкурсов среди детей и молодежи.
Спасибо большое, что уделили время и согласились побеседовать с нами. Надеемся, кто-нибудь из наших читателей сумеет посетить ваш прекрасный край, с удивительной природой!
С протоиереем Сергий Казимировым беседовала Пискунова А.В.
Фото протоиерея Сергия Казимирова