7 февраля — день памяти святого
Среди сонма Новомучеников и Исповедников Русской Церкви особо ярко выделяется личность священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, память которого совершается 7 февраля (по новому стилю). Он последовательно побывал на трех главнейших российских митрополичьих кафедрах: московской, петербургской и киевской, став, таким образом, всероссийским митрополитом. Он стал первым архиереем, пострадавшим в годину тяжелых испытаний, постигших Русскую Церковь в ХХ веке. В каком-то особом и таинственном смысле личность митрополита Владимира является ключевой в отечественной церковной истории. Киев, колыбель русского христианства, стал его Голгофой, местом его мученической кончины, а день его гибели – началом страдальческого подвига сонма исповедников веры, предвозвестивших нравственное возрождения и обновление России.
Священномученик Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился 1 января 1848 г. в селе Малая Моршка Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника. Рано лишившись отца, Василий воспитывался матерью. С детства Василию были присущи скромность и чуткое отношение к страданиям окружающих его лиц.
Несмотря на большие материальные трудности, Василий Богоявленский с большим прилежанием учился в Тамбовском Духовном Училище и Тамбовской Духовной Семинарии, а затем в Киевской Духовной Академии, которую окончил в 1874 г. одним из лучших воспитанников. Вернувшись в родную Тамбовскую губернию, Василий Никифорович Богоявленский стал преподавателем в Духовной Семинарии. В 1882 г. В.Н. Богоявленский женился и вскоре был рукоположен во священника Покровской соборной церкви города Козлова (сейчас Мичуринск). Заметив за отцом Василием административные способности, епархиальное начальство уже в следующем, 1883 г., назначает его благочинным всех церквей г. Козлова и настоятелем центральной городской церкви – Троицкой. На этой должности отец Василий показал себя истинным отцом духовенства, замечательным проповедником и ревностным пастырем, снискав всеобщую любовь и уважение клира и мирян.
Осенью 1885 г. в жизни отца Василия произошло несчастье, изменившее всю его дальнейшую судьбу – от туберкулеза скончалась его супруга, а затем и единственный ребенок. Оплакав их кончину, 8 февраля 1886 г. 38-летний вдовец принимает монашеский постриг с именем Владимир в честь святого равноапостольного князя. Уже на следующий день его возводят в сан архимандрита, назначают настоятелем Тамбовского Троицкого монастыря, а через несколько месяцев переводят настоятелем Антониева монастыря в Великом Новгороде.
Постепенно восходя по иерархической лестнице, архимандрит Владимир был призван к архиерейскому служению. 13 июня 1888 г. в Александро-Невской Лавре его возвели в сан епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.
Став епископом, Преосвященный Владимир проявлял исключительную отзывчивость, вникая во все духовные и материальные нужды своей паствы и подведомственного ему духовенства. Его энергичность, такт и простота в общении с людьми, независимо от их социального положения, его общедоступность, не знавшая «приемных часов», любовь к уставному богослужению, пламенная проповедь, – все это скоро приковало к нему сердца новгородцев. В особенности новый викарий ратовал о развитии дела церковного учительства: он стал организатором проведения внебогослужебных бесед о вере и нравственности.
19 января 1891 г. епископа Владимира назначили на самостоятельную Самарскую кафедру. Здесь владыка с неослабевающим усердием продолжил дело духовно-нравственного просвещения народа: неустанно произносил проповеди, проводил внебогослужебные беседы, возобновил ранее прекратившиеся противораскольнические и противосектантские собеседования, открывал церковно-приходские школы. С особой ревностью епископ Владимир боролся со страшным народным бедствием – пьянством, став инициатором открытия церковных обществ трезвости, количество которых постепенно выросло до нескольких десятков.
Разделяя радости своей паствы, владыка Владимир не оставался равнодушным и к народным бедствиям в годы тяжелых испытаний. Во время голода на Самарской земле, случившегося в 1892 г. по причине засухи и неурожая, Преосвященный Владимир учредил Епархиальный комитет для сбора и распределения продуктов и денежных средств, рассылал воззвания и обращался в государственные структуры для оказания помощи голодающим, открывал при монастырях и церквях столовые и чайные для бедняков. Следом за голодом в Самарском крае разразилась эпидемия холеры. Владыка без страха шел в холерные бараки, совершал поминовение умерших на холерных кладбищах, проводил молебны, крестные ходы, ободрял и утешал народ, занимался санитарным просветительством, распространяя листовки о методах борьбы с болезнью. Впоследствии в народе говорили, что не чем иным, как именно святительскими молитвами архипастыря остановлен был меч гнева Божия над Самарой.
18 октября 1892 г. епископ Владимир был назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского и включением в состав Святейшего Синода. Управляя Грузинским Экзархатом, владыка столь же самоотверженно и бесстрашно продолжал свою просветительскую и благотворительную деятельность среди разноплеменного населения Кавказа. Его самоотверженными трудами было построено и восстановлено более ста храмов, открыто более трехсот церковно-приходских школ, устроена Духовная Семинария в Кутаиси.
21 февраля 1898 г. именным указом Государя Императора Николая II Высокопреосвященнейший Владимир назначается митрополитом Московским и Коломенским. Как и в иных местах церковного служения владыки, в Москве ревностный архипастырь сделал акцент на духовно-нравственном просвещении паствы. Каждую неделю митрополит Владимир произносил проповеди на московском подворье Троице-Сергиевой Лавры: о борьбе с пьянством, о воспитании детей, о вере и неверии, о том, в чем истинное счастье. В епархии были введены внебогослужебные собеседования с раздачей религиозно-назидательных брошюр, проводились публичные богословские чтения для интеллигенции, организованы особые религиозно-просветительные и назидательные чтения для народа и для детей улицы, для учащихся низших и средних школ, устроены специальные чтения для фабричных рабочих.
23 ноября 1912 г. митрополита Владимира назначают на Санкт-Петербургскую кафедру, и он становится первенствующим членом Святейшего Синода. Свое назначение на столичную кафедру владыка воспринял с опасением, говоря: «Я привык бывать там в качестве гостя, но я человек не этикетный, могу не прийтись так ко двору, там разные течения, а я не могу следовать за ними, у меня нет характера приспособляемости». Слова митрополита Владимира оказались пророческими. Либеральная интеллигенция не терпела его прямых обличений. Открытый и «неприспособляемый», он говорил правду даже лицам, принадлежавшим к императорскому дому. Особенно непримиримо владыка относился к присутствию Григория Распутина в окружении царской семьи.
23 ноября 1915 г. митрополит Владимир был переведен на Киевскую кафедру. Несмотря на то, что за ним оставили звание первенствующего члена Святейшего Синода, однако всем было понятно – иерарха отправили в почетную ссылку. Однако в Киеве владыка Владимир пробыл менее месяца, после чего уехал в Петроград для участия в заседаниях Святейшего Синода, где проводил бо́льшую часть времени как первоприсутствующий иерарх.
После Февральской революции 1917 г. митрополит Владимир, выступивший против произвольного вмешательства обер-прокурора В. Н. Львова в дела Церкви, указом Временного правительства был освобожден от присутствия в Синоде и вернулся в Киев.
На Украине митрополит Владимир столкнулся со стремительным ростом сепаратистского движения. Представители радикально настроенного духовенства, поддерживающего идею создания независимой Украинской Церкви, открыто показывали свое резко враждебное отношение к Святейшему Синоду и к Киевскому митрополиту.
В июле 1917 г. митрополит Владимир был вынужден снова уехать из Киева для подготовки к созыву Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., который открылся 15 августа 1917 г. На Соборе владыка Владимир был избран почетным председателем и впоследствии возглавил чин интронизации Патриарха Московского и всея России Тихона.
В начале декабря 1917 г. прибывший из Киева викарий доложил об угрозе церковного раскола – и митрополит Владимир незамедлительно выехал в Киев. Сторонники создания независимой Украинской Церкви всячески стремились помешать его возвращению: газеты публиковали клевету на архипастыря, в его адрес сыпались оскорбления и угрозы. Несмотря на это владыка безбоязненно возвратился в Киев и до последних своих дней неустанно призывал духовенство и паству к сохранению канонического единства с Русской Церковью.
К началу 1918 г. до Киева докатилась волна гражданской войны. В середине января большевики захватили Киев и учинили в Киево-Печерской Лавре неописуемые зверства. Вечером 25 января, после насилий и грабежей в Лавре, солдаты ворвались в покои митрополита Владимира. Злодеи, схватив священномученика, стали пытать беззащитного иерарха, требуя денег. Затем мучители вывели владыку на улицу, где стоял лютый мороз. Осознавая близость скорой кончины, митрополит Владимир молился, осеняя себя крестным знамением и напевая церковные песнопения.
К месту расстрела, находившемуся недалеко от Лавры, священномученика привезли на автомобиле. Здесь владыка вознес последнюю молитву, после чего благословил обеими руками своих убийц, сказав: «Господь вас благословляет и прощает». Когда святитель еще не успел опустить благословляющих рук, раздались выстрелы и владыка предал свою душу в руки Божии.
Когда весть о мученической кончине митрополита Владимира достигла Москвы, где продолжал свою работу Поместный Собор Православной Российской Церкви, в Князь-Владимирском храме при соборной палате была совершена панихида в присутствии всех членов Поместного Собора. Также Собор постановил совершать ежегодное молитвенное поминовение всех жертв гонений – мучеников и исповедников Российских в день кончины священномученика Владимира – 25 января (по новому стилю – 7 февраля) или в следующий за ним воскресный день.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1992 г. причислил митрополита Владимира к лику святых. В том же году были обретены мощи священномученика и положены в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры.
Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что в образе священномученика Владимира объединены качества великого пастыря, молитвенника, аскета, педагога, просветительское делание которого помогло православному народу сохранить веру, несмотря на все испытания богоборческого лихолетья.
Алешков В. В.
(преподаватель Николо-Угрешской Православной Духовной Семинарии)